Миллионы просмотров, всемирная известность, многотысячная армия поклонников. И это только малая часть того, чего удостоилась батловая рэп-культура, которая стремительно набирает обороты в России.
Что такое рэп-батл?
Рэп-батл — это словесный поединок двух заранее подготовленных батл MC (Мaster of Ceremonies в хип-хоп культуре – это артист, который в сопровождении электронной танцевальной музыки произносит слова, заранее сочиненные или импровизированные, обычно в виде рэпа, чтобы раззадорить публику), суть которого состоит в том, чтобы унизить и показать самые отрицательные стороны своего оппонента при помощи рифм и панчей.
Зародился батл-рэп в Америке, а точнее в Нью-Йорке, там проходили первые битвы между рэперами. Доподлинно неизвестно, когда состоялся первый подобный поединок, известно лишь то, что это случилось в 70-е годы. В России же это культурное явление появилось чуть позже — примерно в 90-х годах, но в отличие от США, где крупные батлы пришли с улиц, в России первые батлы проходили интернете.
Расцвет же офлайн-батлов в Росcии пришёлся на 2012-2013 годы, тогда появились батл-площадки «Slovo» и «Versus».
Немного терминологии
В рэп-культуре, как и в любой другой, есть свои термины и понятия.
Вот некоторые из них:
Дисс (diss, disrespect) — трек, направленный на другого исполнителя или на кого-либо, с целью унизить его. В подобных треках практикуется нецензурная речь, брань в сторону оппонента и его близких, угрозы, шутки ниже пояса и прочее.
Панч, панчлайн (Punch) – это лаконичная фраза / строка, призванная зацепить оппонента. Это может быть как яркая метафора, так и шутка ниже пояса. Это как добивка в анекдоте. Просто цепляющая фраза или строка.
Андерграунд (Underground) — направление в рэпе, противопоставляющих себя массовой культуре, мэйнстриму. Также определяется как творчество, не имеющее изначальной, осмысленно выбранной, коммерческой направленности. Ярким представителем андерграунда многие считают группу «The Chemodan».
«Где работа со словом? Где неожиданные смыслы, мужик?»
Сегодня рэп, в частности рэп-батлы, представляет собой «старый» новый культурный феномен.
Почему «старый»? Все просто. Русская культура почти всегда была вербальной, а не визуальной или аудиальной. Следствием этого стало заметное преобладание текстовой составляющей в русской музыке на протяжении всего 20 века. Александр Вертинский, Владимир Высоцкий, Булат Окуджава. На пике популярности находились поэты – Евгений Евтушенко и Андрей Вознесенский. К слову, все они собирали миллионные стадионы не хуже современных рэперов. У русского рока рубежа 80-90-х гг. текст также важнее музыки — «Кино», «Алиса», «ДДТ», «Машина времени». Логичным продолжением этой традиции становится рэп, отдающий явный приоритет текстам и смыслу в них.
Да и сам батл представляет собой дуэль, пусть и словесную. Которая тоже в русской культуре всегда имела место быть. Вспомним, описанные в классике дуэли Онегина и Ленского, Печорина и Грушницкого, Базарова и Павла Кирсанова.
Почему «новый» феномен? Здесь сложнее. Дело в том, что для большинства обывателей рэп – это дворовая культура, которая не гнушается нецензурной лексикой, шутками ниже пояса, подчас, а точнее, очень часто грязными оскорблениями. Проще говоря, весь речитатив – оскорбления. Мы сейчас не говорим о «попсовых» рэперах, которых крутят на «Русском радио», в чьих песнях нет смысла, а лишь претензия на него.
Что мы наблюдаем сейчас – да, остались матерные выражения, да, никуда не делись оскорбления. Но в корне поменялась риторика. Сейчас рэперы спорят о чем-то важном. Что важнее – успех, деньги и слава или творчество и индивидуальность? И, как говорят многие музыкальные критики, такое сближение, гармоничный синтез дворового рэпа и интеллектуального хип-хопа представляет на сегодня яркое и важное явление, которое еще пребывает в своем становлении.
«Это не могло быть у Пастернака, это просто безграмотно»
25 миллионов просмотров, сюжеты на всех федеральных телеканалах – батл Оксимирона и Славы КПСС не смотрел только ленивый. В нем сошлись рэпер, который ни разу не проиграл, и новичок. В этом, на наш взгляд, еще одна причина популярности этого музыкального направления — любой талантливый молодой человек без элитного образования, может стать известным, любой может найти в рэп-культуре способ для самовыражения.
— Смотрела, болела за Окси. Понравилось не все, но многое. Очень классно, что многие понимают, о чем идет речь, я имею в виду цитаты из книг, отсылки к классической литературе. Там и Пастернак, и Маяковский, и Оруэлл, — делится с нами Марина.
Еще одна черта этого батла, который состоял из 5 раундов – от личной истории, от протестных заявлений («Где ты был, когда здесь проходили митинги?») рэперы переходят к разговору о вечном. И эта словесная дуэль становится очень философичной. Что не может не восхищать.
«И под всей философией кухонной,
Лежит коллективное бессознательное».
И еще один наш любимый отрывок про «героев и драконов»:
Никуда не ушли герои,
Никуда не делись драконы.
Даже если их битва в офисе
Между степлером с дыроколом.
Впрочем, все пересказывать не будем, найдите и послушайте сами.
Скажи мне, американец, в чем сила?
Ну и вишенка на торте. Поединок между Оксимироном и Дизастером. Самое ожидаемое событие этой осени. Мы точно ждали.
С одной стороны, один из самых известных русских МС, один из лучших батл-рэперов России, с другой, Дизастер – человек, который живет батл-рэпом, за его плечами почти 100 поединков в самых разных странах, на самых разных мировых площадках, без преувеличения звезда батл-рэпа.
Поединок проходил 15 октября в Лос-Анджелесе в рамках ивента «World Domination» от канадской площадки «King of the Dot» на английском языке. За первые 9 часов батл собрал более 1 миллиона просмотров и ворвался на 1 место во вкладке «В тренде» на Youtube.Это батл не просто между МС, а между странами. Каждый прошёлся по стране оппонента, подчеркивая её слабости и, напротив, восхваляя силу своей страны. Не обошлось и без высказываний на русском языке со стороны обоих рэперов. В их текстах было так много стереотипов и геополитики, что позволило некоторым музыкальным критикам назвать этот батл «политическими дебатами». Роскосмос, Макдональдс, коммунисты, Дисней и ядерные бомбы – краткое содержание поединка. Если опустить шутки про личную жизнь.
Хотя судей не было, но по выкрикам толпы и твиту Дизастера можно понять, что победа досталась Оксимирону. Также 16 октября вышли русские субтитры, и теперь любой желающий может посмотреть и окунуться в атмосферу этого батла.
А что у нас?
Оговоримся сразу, речь идет только о рэп-батлах. Хотя нам нравятся многие бурятские рэперы – и Хатхур Зу, и Алихан Дзе. Кстати, интервью с Сергеем Биликтуевым можете посмотреть здесь.
В Улан-Удэ также проходят батлы. Андрей Шимин является организатором, он, вместе со своими друзьями проводит батлы несколько раз в месяц. Обычно поединки проходят в баре «Big lake» или в КДЦ «Рассвет». Вход за чисто символическую плату.
Однако, по мнению многих местных почитателей, до всероссийского уровня нам еще далеко. Может, нет культуры текста, все панчи сводятся к националистическим шуткам. Может, нет времени писать тексты. Может, скоро положение дел изменится.
Впрочем, это лишь наши мысли и мы не претендуем на истину в последней инстанции.
Федор Гнеушев, Влад Ткаченко.
Последние комментарии