БУХЭ БАРИЛДААН

как боролись древние баторы

Борьба — это неотъемлемая часть самобытной культуры и духовного наследия бурятского народа, пульсирующая в венах каждого его представителя. Подобно тому, как кочевые предки с гордостью несли свои традиции через бескрайние степи, современные буряты хранят в своих сердцах пламенную страсть к этому древнему искусству.

Боевые традиции:
история бурятской борьбы

Во все времена воины-богатыри из разных народов искали способ выявить сильнейшего, первого среди равных. Одним из таких способов была борьба — состязания без оружия помогали бойцам поддерживать форму, избегая серьезных травм, и развлекали публику. О самых выдающихся борцах даже слагали легенды.

Свою борьбу в незапамятные времена создали монгольские народы. Она получила название бухэ барилдаан и пользуется популярностью до сих пор. В «Тайной истории монголов», составленной в XIII веке, также упоминается борьба: «Однажды на пиршестве Чингисхан предложил побороться Бури-Буке с бэлгудеем».

В 1891 году состязания бурятских борцов были представлены великому князю Николаю Александровичу, будущему императору Николаю II. Сохранились и другие упоминания о борцовских соревнованиях, проводившихся бурятами и монголами в XIX веке. Например, православные священники докладывали епархиальному начальству, что языческие игрища с борьбой весьма популярны, а некоторые борцы получают серьезные травмы. В XX и XXI веках традиции национальной борьбы, несмотря на развитие и популярность других единоборств и видов спорта, не были забыты.

Бурятская борьба в советское время претерпела несколько этапов развития, это была череда подъемов и полного забвения. Из-за историче­ских событий начала прошлого столетия, в пылу атеистической пропаганды, «Бухэ барилдаан» стал рассматриваться как пережиток прошлого и чуждого советскому времени, а потому соревнования были запрещены. Однако уже в начале двадцатых годов, как ни странно, именно комсо­мол в условиях НЭПа явился инициатором возобновления народных игр. 

В 1922 году состоялась объединенная конференция по вопросам культуры представителей Бурят-Монгольских автономных областей и Дальневосточной Республики. В результате было решено возобновить народные игры — конные скачки, стрельбу из лука, бурятскую борьбу и игры в бабки (шагай). В документах конференции подчеркивалось значение состязательного принципа игр, основанных на равных и справедливых началах. Категорически запрещалось их проведение на пари и на денежный интерес. 

В 1924 году, во время празднования первой годовщины образования Бурят-Монгольской АССР, впервые в исто­рии бурятского народа состоялся летний праздник «Сурхарбан». Тогда первым победителем по бурятской борьбе стал представитель Верхне­удинского аймака Даши Очиров. Летом 1924 года активисты Агинского аймачного комитета РКСМ впервые устроили большой Сурхарбан в Аге, противопоставив его летнему хуралу «Майдари». Как известно, раньше в дни его прове­дения в Агинский дацан съезжались тысячи людей со всей степи. Чтобы отвлечь публику, особенно молодежь, от присутствия на молебне, комсо­молом было решено напротив Агинского дацана устроить своеобразный стадион. Результат превзошел все ожидания, спортивный праздник прошел на ура, однако уже через несколько лет прекратил свое суще­ствование. И только в 1940 году состоялась первая окружная спарта­киада колхозов и сел, в программу которого была включена бурятская борьба. 

Долгое время это была единственная возможность помериться силой в бурятской борьбе. Массовый и целенаправленный характер бу­рятская борьба приобрела в 1960-е годы. Связано это с улучшением ус­ловий для занятий физкультурой и изменением статуса национальных спортивных дисциплин в отечественном физкультурном движении, а также включением их в программы региональных спартакиад, являв­шихся составной частью Спартакиады народов СССР.

В Бурятии национальная борьба начала возрождаться в 90-е годы 20 века. Благодаря  Хамбо ламе Дамба Аюшееву начали чаще проводиться турниры,  возвращаться старые правила национальный борьбы. С того момента различные турниры по Бухэ барилдаан начали проводиться при поддержке Буддийской традиционной Сангхой России.

В 2016 году в Улан-Удэ была официально зарегистрирована Федерация  традиционной бурятской борьбы, президентом которой стал известный борец Михаил Дамбиев.  На сегодняшний день национальная борьба входит в реестр национальных видов спорта Республики Бурятия.

Многоликие традиции:

национальные виды борьбы мира

У каждого народа есть своя борьба. К примеру, у башкир, татар и чувашей – это куреш, борьба на поясах. Ее демонстрируют на национальных праздниках — Сабантуе, Джиена и Акатуе. Японцы без ума от борьбы «сумо». В Якутии успешно развивается «хапсагай», национальная забава схожая с «бухэ барилдаан». В России возрождают так называемую борьбу «за вороток», в ней борец, взяв противника за ворот рубахи, должен повалить его на землю.

Правила «Бухэ барилдаан»

В старину в бурятской борьбе не было деления по весовым категориям. Сейчас же спортсмены соревнуются в весовых категориях 63, 75 и свыше 75 кг и за звание абсолютного чемпиона. Абсолютное первенство проводится с 1968 года, к этим соревнованиям допускаются спортсмены, победившие в своих весовых категориях. Победа в абсолютном первенстве особенно почетна.


Бытует мнение, что национальная борьба ограничена узким набором приемов по сравнению со спортивными видами единоборств. Однако это заблуждение. Арсенал техник определяется исключительно мастерством атлета. Зрелищные броски через спину —  лишь одно из ярких проявлений искусства национальных борцов. Помимо этого, в ходе поединков можно наблюдать разнообразные подсечки, подхваты, нырки и обманные забегания.


Правила состязаний предельно просты. Разрешены броски, подсечки, толчки, запрещена ударная техника. Борцы стараются вывести друг друга из равновесия или провести бросок. Проигравшим считается тот борец, который первым коснулся (пусть и случайно) земли рукой, плечом, коленом или любой другой частью тела. 

До начала состязания борцы исполняют обрядовый «Танец орла». Этот древний ритуал символически воспроизводит полет мифической птицы Гаруда, которая считается одним из воплощений Будды Шакьямуни на земле. Таким образом, танец призван почтить священные традиции и обратиться к высшим силам перед схваткой.

По команде судьи начинается пятиминутная схватка. Если за отведенное время спортсмены не смогли выявить сильнейшего, то судья назначает дополнительное время, в течение которого борцам надлежит бороться в обоюдном скрестном захвате за пояс.

Если по прошествии еще пяти минут объявляют ничью, то борцам предлагают вновь кинуть монетку. Счастливчику дается право первым взять захват за пояс, но уже за спиной оппонента. Это так называемый «выгодный» или «глубокий» захват. Обычно поединок выигрывает тот, кто взял «глубокий» захват. По правилам захват разрывать нельзя.

Международный турнир по «Бухэ барилдаан»

Мне удалось побывать на  большом Международном турнире по национальной борьбе «Бүхэ барилдаан», посвященный Богине «Белая Тара — Хандома Цагаан Дархи». Он посвящен покровительнице Высших Иерархов России, за здравие и благополучие Президента Российской Федерации. Борьба проходила в девяти весовых категориях — 30, 35, 40, 45, 50, 55, 60, 65 и свыше 65 килограммов — среди юношей 2007 года рождения и младше и в трех — до 63, до 75 и свыше 75 килограммов — среди мужчин.

Проникнутый духом древних буддийских традиций, ежегодный турнир проводится под эгидой Буддийской традиционной Сангхи России и личным патронажем XXIV Пандито Хамбо Ламы Дамбы Аюшеева. В нынешнем году солидный призовой фонд в 2 миллиона рублей ожидал лучших бойцов, проявивших недюжинную силу и мастерство.


Помимо внушительных денежных вознаграждений, триумфаторы турнира и их наставники были удостоены ценных памятных подарков, отражающих нерасторжимую связь с буддийскими духовными традициями. Победителям вручались эксклюзивные четки «Абарга Эрхи», изготовленные опытными мастерами «Мэргэн Дархан» Иволгинского дацана специально для этих престижных соревнований. Также они получили золотые и серебряные кулоны с изображением «Белой Тары» — буддийской богини долгой жизни и бессмертия. Каждый участник унес с собой особую монету удачи «Камень Чантамани».


Дополнительным стимулом для юных дарований стал приз в 10 тысяч рублей, вручавшийся за лучшую технику исполнения национальной бурятской борьбы. Торжественная церемония награждения увенчала яркий праздник силы, мужества и приверженности духовным ценностям.

Борец из Закемнского района Сандан Гармаев второй год становится победителем весовой категории до 75 килограммов. В финале ему удалось победить в прошлом одного из самого опытного и перспективного борца по вольной борьбе Андрея Гатаулина, который представляет Кижингинский дацан.
Спортсмен из Бурятии Цыбик Максаров одержал блестящую победу на престижном международном турнире по вольной борьбе. Он стал абсолютным чемпионом и получил 100 тысяч рублей, буддийские четки «Абарга Эрхи» и золотой кулон. Максаров начал заниматься борьбой еще в детстве. В 11 лет он пришел в секцию вольной борьбы в селе Урдо-Ага под руководством тренера Элбэга Тумутова. Постепенно набираясь опыта, Максаров стал побеждать на зональных и международных соревнованиях. В 2010 году он выиграл турнир на призы президента Бурятии.
В моей весовой категории было 32 спортсмена. Сегодня  каждый из них хотел победить, но удача была на моей стороне — поделился Цыбик Максаров.
Несмотря на большую разницу весовых категорий Сандан Гармаев технично атаковал своего соперника. Неоднократный победитель Этигиловских игр Цыбик Максаров все же в финале за абсолютного чемпиона одолел Сандана Гармаева.

Престиж турнира по национальной борьбе неуклонно повышается из года в год. По итогам нынешних соревнований победители и призеры были отмечены памятными наградами от Иволгинского дацана. Призы распределялись по различным номинациям и весовым категориям, чтобы отметить достижения атлетов во всем многообразии этого древнего вида единоборств.


«Бухэ барилдаан» — национальная бурятская борьба — завоевывает все большую популярность далеко за пределами республики. На престижные соревнования съезжаются гости из Тывы, Якутии, Хакасии, Алтайского края и даже Монголии. Турниры начинаются с юношеских поединков, а завершают программу схватки именитых взрослых борцов. Из-за большого наплыва участников зрелищные состязания нередко затягиваются до глубокой ночи, демонстрируя неугасающую страсть к этому древнему боевому искусству.

Лонгрид выполнен в рамках проекта о национальных видах спорта Республики Бурятия