У каждого народа есть свои особенности, своя увлекательнейшая культура. Народное искусство, разнообразные обычаи, традиции и, конечно, музыкальные инструменты. В монгольской культуре один из таких – морин хуур. Что же из себя представляет этот инструмент? Вы узнаете в этой статье.
Легенда о морин хууре
Морин хуур – смычковый музыкальный инструмент, появившийся в Монголии в незапамятные времена и позже распространившийся не только в Бурятии, но и в Иркутской области, Забайкальском крае, Калмыкии, а также в Китае.
В Китае морин хуур называют матоуцинь – «инструмент с лошадиной головой». И не случайно: головку грифа по традиции принято изготавливать в виде головы лошади.
Существует древняя легенда о том, как был изобретен морин хуур. Она повествует о юноше по имени Сухэ, у которого был жеребенок неописуемой красоты. Они выросли вместе и уже были по-настоящему неразлучны. Со временем жеребенок превратился в прекрасного и сильного коня, о котором вскоре узнали многие. Услыхал о нём и хан, который захотел выкупить его, но юноша отказался продавать своего верного друга. Тогда злой хан рассердился и приказал убить коня. После его гибели, безутешный Сухэ изготовил первый морин хуур, натянув струны из волос коня и вырезав из дерева лошадиную голову на его верхушке, чтобы инструмент всегда мог напоминать ему о том, с кем он прошёл через всю свою жизнь.
Особенности игры
Играть на этом музыкальном инструменте очень сложно: этому учатся годами, а то и на протяжении всей своей жизни. При игре на морин хууре нужно учитывать множество нюансов, чтобы музыка получалась легкой, свободной и мелодичной, словно дуновение степного ветра.
Небольшой урок нам дал Дмитрий Баирович Аюров, который рассказал нам обо всех тонкостях и особенностях игры на этом замечательном инструменте, начиная от его истории и заканчивая правильным ведением смычка.
Играть на морин хууре нужно сидя, расправив плечи и полностью расслабившись. Ведь если всегда находиться в напряжении, то и музыка будет резкой и ломаной. Нужно быть с ним в гармонии, почувствовать его звучание, именно в этом и заключается основное правило.
Легко зафиксировав инструмент между коленями, нужно правильно взять смычок, чтобы вести его ровно и твёрдо. Его тоже не нужно держать изо всех сил. Напротив, следует лишь легко надавливать, чтобы он не проскальзывал по струнам, ведь из-за этого получается очень неприятный звук, который способен испортить всю мелодию. А звучание морин хуура ровное и очень красивое, охватывающее как низкие, так и высокие тона.
Практика и впечатления
После того, как Дмитрий показал нам основы, он предложил нам попробовать сыграть. В первые минуты не удавалось сосредоточиться и принять правильное положение, а задачей посложнее оказалось удержание смычка. Потребовалось множество попыток, чтобы добиться ровного звука, но, всё-таки, это удалось, и даже получилось сыграть, задействовав две струны поочерёдно.
Эля: Это оказалось не так-то просто. Самым трудным оказалось ведение смычка, это требует определенной сноровки и силы. Но все эти трудности определенно стоят тех невероятных ощущений, которые ты чувствуешь, когда играешь на морин хууре. Это восхитительно.
Вика: Несмотря на то, что небольшой опыт в струнных инструментах у меня есть, было довольно сложно, как обычно бывает. Но спустя некоторое время становилось проще, так как был понятен процесс. Мне показалось это хорошим опытом.
Итог
Морин хуур, несомненно, оставил много приятных впечатлений. Учиться оказалось очень интересно и увлекательно, мы узнали много нового не только об инструменте, но и о самой истории. Это необычный опыт. Играть всегда сложно начинать, но, лишь сделав первый шаг и набравшись терпения, даже за пару часов тренировки можно добиться малого, но всё же успеха. Главное – понять характер инструмента, почувствовать его энергию, ведь у каждого из них есть свой уникальный и неповторимый характер.
Выражаем благодарность за проведение урока учебному центру «Хуурчийнхан»
Эля Калмынина, Вика Букреева
Последние комментарии