В этот раз мы побывали в мастерских факультета экологии, сервиса, технологии и дизайна. А также заглянули в ателье «Серебряная нить» и малое инновационное предприятие «Гутал». О том, что мы узнали, читайте дальше.
О кафедре
— Кафедра «Конструирование, дизайн и технологии», если можно так сказать, молодая. Она была создана в феврале 2017 года в результате объединения двух кафедр — «Технология дизайна упаковочного производства» и «Конструирование технологии изделий лёгкой промышленности», — рассказывает старший преподаватель кафедры Арюна Цыбикова.
Более 40 лет кафедра (ранее «Конструирование и технология изделий легкой промышленности») ведет подготовку специалистов: инженеров-технологов и инженеров-конструкторов для легкой промышленности. Они работают на швейных обувных, кожгалантерейных предприятиях не только Бурятии, но и всей России. Многие выпускники стали предпринимателями, открыли собственные ателье, магазины и т.д.
— Студенты во главе с научным руководителем разработали фирменный стиль нашего университета. И у нас в отличие от других университетов есть собственный брендбук (официальный документ, который содержит полное руководство по фирменному стилю, которое включает в себя подробное описание использования каждого фирменного элемента на различных носителях, как рекламных, так и корпоративных. – Прим. авт.), который изготовили сами студенты, — говорит Арюна Хандажаповна.
Кроме того, и студенты, и преподаватели кафедры участвуют в разных дизайнерских выставках, например, в неделе моды «Baikal fashion week», в Московской неделе моды и т.д. В этом году на неделе моды была представлена коллекция Анны Большаковой «Снег». Эта коллекция была представлена и на Дне открытых дверей ВСГУТУ. Преподаватели также создают свои коллекции, например, Ирина Леонидовна Бубеева, у которой большое количество коллекций, из них «В поисках Шамбалы», «Город взлетающих драконов». И с ними она ездит по всему миру.
Как создаются коллекции
— В первую очередь, нужно найти вдохновение. Студенты создают ресерчи (наброски) в своих маленьких этюдниках. Они могут найти вдохновение даже в обычном листике. Допустим, Аня Большакова перед созданием коллекции вдохновилась валянием шерсти и красным кленовым листом. Она решила соединить два этих предмета вдохновения и начала над этим работать. Так родилась ее коллекция, — пояснила Арюна Цыбикова. — Во – вторых, нужно найти материалы, необходимые для воплощения задумки. Это очень кропотливый процесс, так как сложно найти именно тот материал, который идеально впишется в концепцию идеи.
Далее нужно начать делать эскизные наброски. Студенты отрисовывают те линии, которые им нравятся. Находят подходящие цвета и штрихи, т. е. создают общую концепцию. И начинают воплощать идею в технологии: отрисовывают подходящую заготовку, чтобы с нее можно было собрать модель, и начинают ее сшивать. В процессе отшивания также много нюансов. Материал может не подходить, или же мерки могут быть не так сняты. На создание коллекции уходит примерно около года. Но, если есть огромный запал вдохновения, то полгода.
Когда коллекция уже готова, её начинают «выводить в свет», т. е. показывают ее публике.
— На нашей кафедре работают два студенческих конструкторских бюро, это СКБ «Силуэт», который занимается конструированием моделей одежды. Руководителем является Анна Вячеславовна Ардонова. Второе СКБ – «АРТобстрел», это уже дизайнеры. Они занимаются графическим дизайном. Наш главный заказчик — технологический университет. Всегда требуются поздравительные грамоты, открытки, выставки. И это все сопровождают дизайнеры, — рассказала Арюна Хандажаповна.
Дотворк, лайнворк и энкаустика
Композиционные материалы выполняются в разных стилях: дотворк, лайнворк и других. Графические работы выполняются с помощью карандаша, бумаги, энкаустики (техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск. – Прим. авт.), тампопечати (разновидность глубокой печати). Живопись выполняется в технике рельефной живопись, рваной аппликации и др.
В коллекциях одежды есть авангардные стили, например, коллекция «В поисках Шамбалы». В ней прослеживается национальный стиль, но при этом коллекция сшита из джинсы.
Что касается материалов, то это могут быть кожа, замша, шёлк, ситец.
— Когда коллекции отправляются на различные конкурсы — это и большой страх, и облегчение. Работа закончена, было потрачено много сил на создание коллекции, ее пошив, и она вышла в свет. Еще есть чувство надежды, что нашу коллекцию заметят. И гордость переполняет за выполненную работу, — делится Арюна Хандажаповна.
Награды
— У нас имеется множество дипломов с различных конкурсов. Например, преподаватель Ирина Акинфеева приняла участие в Международной выставке-конкурсе в рамках Всемирного форума искусств «Арт-география» 9-12 марта 2017 г., г. Москва в конкурсе Декоративно-прикладного искусства и текстиля с работой «Матрешки старообрядческие». В номинации «Куклы и игрушки» получен диплом за 1 место, — перечисляет Арюна Цыбикова. — Конкурс фотографии «Фокус» — 3 место работа гр. Б-113 номинация «Животные», диплом 3 степени за работу «Овечка, номинация «Растение», Диплом 1 степени за работу «Прорыв».
Есть кубки и грамоты с «Baikal fashion week», с Московской недели моды, с международного фестиваля моды, дизайна и ремесел «Губернский Стиль», также есть награды с Ярославля.
Работы графических дизайнеров всегда проходят конкурс «Амурский вестник» в Комсомольске-на-Амуре.
Конкурсы
— В нашем городе также можно оценить работы наших ребят. На клеверной развязке, при спуске по Селенгинскому мосту есть расписанная стена «Мой город Улан-Удэ». Это прошлогодняя работа наших студентов. Они выиграли в конкурсе «Мой город» и под руководством Ирины Ивановны Акинфеевой расписали всю стену в едином стиле, — рассказывает преподаватель.
Выпускница бакалавриата направления «Конструирование, дизайн и технологии» в 2017 году Анна Большакова, участница Байкальской неделе моды (BFW 2017), c коллекцией «Снег» — дипломат Международного конкурса эскизов (одежды, обуви, аксессуаров, головных уборов) «FASHION SKETCH COMPETITION» Международного конкурса модельеров и дизайнеров «Международная Ассамблея Моды».
Упаковщики участвуют в конкурсе «Заводной апельсин», город Москва.
— «Упаковка» — это очень хорошая отрасль, которая интенсивно развивается. Мы активно работаем с Селенгинским целлюлозно-картонным комбинатом. Разрабатываем для них дизайн упаковок. У нас есть совместные научные работы по качеству сырья, продукции. Так же нам подают заявки различные предприятия на разработку упаковки или фирменного стиля, — делится Арюна Цыбикова.
А также кафедрой «Конструирование, дизайн и технологии» впервые был проведен конкурс эскизов одежды и обуви «F’Schetching» среди школьников города Улан-Удэ, Республики Бурятия и студентов ВСГУТУ факультета ФЭСТД.
Серебряная нить
При ВСГУТУ есть собственное ателье «Серебряная нить». Руководит им Валентина Владимировна Будажапова. Она любезно рассказала нам о специфике работы ателье и о том, что же можно изготовить в этой мастерской.
Специфика ателье состоит в том, что вещи шьются с целью сохранения многовековых традиций и этнической культуры народов Бурятии. Виды производимых изделий ателье «Серебряная нить»: традиционная национальная одежда и головные уборы народов республики; конверты для новорожденных и детская одежда в национальном стиле; бытовая стилизованная, сценическая и эстрадная одежда; дизайнерская одежда; сувенирная продукция из текстиля и кожи; сумки из кожи, а также академическая одежда (мантии для бакалавров, магистров, докторов и т.д.); профессиональная одежда для работников сферы услуг. Каждый желающий может заказать ту вещь, которую он пожелает.
Гутал
Далее мы посетили малое инвестиционное предприятие «Гутал». Там нас встретила директор предприятия Галина Климентьевна Егорова. Она рассказала нам о тонкостях пошива национальной обуви. Так мы узнали, что для создания традиционной обуви используется только российское сырье, все материалы закупаются в специализированных магазинах. При изготовлении применяется не только овчина, но и другой натуральный мех, а также замша. На обувь наносятся традиционные орнаменты.
В «Гутал» можно прийти со своим эскизом, и мастера воплотят его в жизнь. Галина Климентьевна рассказывает, что главная гордость предприятия — швейная машинка, позволяющая вышить изображение чего угодно.
По словам Галины Егоровой, заказывать обувь поначалу приходили люди старшего поколения, для которых обувь в национальном стиле – дань традиции. Сейчас обращаются люди самых разных возрастов, заказы поступают и от ансамблей, приходят ламы и шаманы. Заказывают не только взрослую, но и детскую обувь.
Вступительные экзамены
На кафедре идет подготовка по таким направлениям бакалавриата как «Технология полиграфического и упаковочного производства», «Дизайн» и «Конструирование изделий лёгкой промышленности». По программе магистратуры идет обучение по этим же направлениям.
Надо сказать, что в магистратуре по направлению «Конструирование изделий лёгкой промышленности» есть бюджетные места. На направление «Технология полиграфического и упаковочного производства» в следующем году планируется набор студентов на бюджетные места в магистратуру.
На направление «Конструирование изделий лёгкой промышленности» нужно сдать русский язык, математику (профиль) и вступительный экзамен «Рисунок», который сдаётся в университете.
Для поступления на «Дизайн» нужен русский язык, обществознание и «Рисунок».
На «Технологии полиграфического и упаковочного производства» понадобятся русский язык, математика (профиль) и физика.
Дизайнер — это…
Дизайнер – это человек, свободного полёта и свободной фантазии. Это человек, для которого не существует каких-то рамок. Это человек, который понимает другого человека с полуслова. Как говорится, «Хороший дизайнер виден сразу, а отличного дизайнера совсем не видно».
Маша Седунова, Надя Федотова, Яна Колбина.
Фотографии предоставлены кафедрой «Конструирование, технологии и дизайн».
Последние комментарии