ИСТОРИЯ ПРОФЕССИИ ЖУРНАЛИСТА

Сейчас невозможно представить нашу жизнь без журналистики, а значит, и без журналистов. Наш день начинается с чтения газеты или просмотра теле- или интернет-новостей. Непрерывно работает радиоприемник. Многих журналистов мы узнаем по голосам. С одними соглашаемся, с другими спорим. Журналисты в парламенте и в правительстве. Журналисты в горячих точках мира, на светских раутах и в трущобах. Журналистика существовала всегда, во все времена и везде. Пока она есть, плоды её творчества нужны и жизненно необходимы людям.

Что такое журналистика?

«Журналистика — искусство объяснять другим то, чего сам не понимаешь». А. Нортклиф.

Само понятие «журналистика» (от фр.journal) трактуется по-разному. В «Большой советской энциклопедии» Е.П. Прохорова даётся следующее определение:
Журналистика — это вид общественной деятельности по сбору, обработке и распространению актуальной информации через прессу, радио, телевидение, кино, интернет.

Журналистика хоть и вторая из древнейших профессий, но до сих пор не имеет стройной и всеми признанной теории. Мы и сегодня еще плохо знаем, что такое журналистика. Форма общественного сознания и средство изменения жизни? Подобно литературе, живописи, музыке, архитектуре, театру и кино — род искусства? Или входит в литературу как понятие видовое, подобно поэзии, драматургии, прозе и художественному переводу? Работы многих авторитетных ученых, посвященные теоретическим проблемам журналистики, при всей их значительности и глубине содержат взаимные противоречия и не дают, увы, полного ответа на поставленные вопросы.

Из истории

История газеты, ее возникновение и развитие тесно связаны с историей мировых цивилизаций. Прежде всего – европейской цивилизации. Путь, пройденный газетой от ее зарождения до наших дней, можно условно разделить на несколько этапов.


История одного журналиста: Оксана Сажинова о своём пути к профессии

Главный редактор газеты «Номер 1» и преподаватель кафедры «Медиакоммуникации» Оксана Сажинова – о своём пути в журналистике, сложных решениях, привлекательности профессии и о том, почему так важно научиться писать тексты, – в нашем интервью.

 

–  Когда Вам стало понятно, что журналистика – это Ваше? Можете ли Вы сказать, что у Вас был личный мотив стать журналистом?

– Знаете, если в детстве ребёнку говорят: «Любопытной Варваре на базаре нос оторвали», то это точно потенциальный журналист. Мне было интересно всё! Просто потрясающе, что каждый день у тебя новая жизнь, новые знакомые, новые обстоятельства, новые истории. И вот когда я стала работать в новостной журналистике, тогда я поняла, что я не работаю, а просто занимаюсь тем, что мне безумно нравится, и за это ещё и деньги платят.

 

– Можете ли Вы сказать, что у Вас был личный мотив стать журналистом?

– Нет, не было личного мотива. Я попала в журналистику случайно, как и многие журналисты. Когда я пришла в  профессию, она меня просто поглотила. Это такой водоворот, из которого невозможно выпрыгнуть. Десять лет проработав на телевидении, могу сказать, что  тележурналистом — интересная и затягивающая. А вот работа редактором – чаще «день сурка». Когда я была редактором на телевидении, поняла, что надо двигаться дальше. Это был самый яркий, самый сумасшедший, безумно классный период в жизни! Но надо уметь перешагивать из одного периода в другой, из одного интересного в другой интересный.

 

– Где, по вашему мнению, лучше работать? В газете, на радио или на телевидении?

– Это совершенно разные СМИ. В первую очередь нужно ориентироваться на себя. Если вам нравится читать много книг, вы любите буквы, строчки, то вам комфортнее будет работать в газете. Если вы любите смотреть фильмы, вам нравится картинка, музыка, шум, суета, то будет интереснее на телевидении. Любому газетчику невозможно перепрыгнуть в телек и сразу стать журналистом. Самый лучший журналист в газете – самый худший для телевидения, и наоборот. Конечно, профессионал всегда перестроится, но на это требуется время. На радиостанции я не работала, у меня только брали интервью. По личным впечатлениям, работа на радио – это особая история, ты будто один на один со слушателем. Все разные. Например, человеку в газете нужно написать статью так, чтобы читатель всё представил в красках, чтобы он адекватно увидел картинку в своей голове. А, например, телевизионному журналисту надо умудриться в полторы минуты затолкать необъятную информацию. У журналиста радио вообще нет для слушателя ни картинки, ни букв. Он должен так рассказать, чтоб было человек на слух все понял и сразу во всем разобрался. Журналистика с одной стороны тонкое, сложное и интересное искусство. С другой стороны самая легкая и при этом очень ответственная работа.

«Журналист – это всегда гиперответственность»

– Как началась Ваша история с печатным изданием «Номер 1»?

– Моя история с печатным изданием «Номер один» началась ровно через  месяц, когда закончилась моя история с телеканалом «Тивиком». Мне предложили работу в «Номере один». Я пришла простым журналистом на сайт, он должен был стать новостным ресурсом. С него, собственно, и началась моя совершенно другая история. Самое забавное, когда я перешла работать в редакцию газеты, я все время бегала из кабинета в кабинет. Мне надо что-то спросить или сделать – я бегу по коридору в соседний кабинет. Меня спрашивают: «Ты почему всё время бегаешь?». И тут до меня дошло, что я же не в телеке. Там все бегают, не ходят пешком, потому что время на тв измеряется в секундах. В телевидении важна скорость, а в газета – аналитика. Скорость важна и на сайте. Но если телек «ногами» добывает всё, ему нужно приехать на место, снять, написать, смонтировать, то журналист на сайте в более выгодном положении, от него важна скорость обработки информации, которую находит в Интернете, или у своих источников не выходя из кабинета.

Была у нас одна интересная история, когда мы решили пошутить и подговорили коллег из другого СМИ разыграть одного из наших сотрудников. Это был Булат Цыденешеев, он спокойно сидел за своим рабочим местом. А мы в это время придумали историю, что рухнул Удинский мост. Коллеги написали Булату сообщение и в тот же момент я услышала грохот, крик – всё это происходило в секунды. Выскакиваю в коридор и вижу «сверкающие» пятки Булата и нашего оператора Виктора Пестерева. Они уже пробежали этот длинный коридор и выскакивали с «Тивикома» в машину. Я бежала за ними сломя голову, выскочила на улицу, а машина в это время уже поехала, я успела постучать рукой по багажнику, чтоб остановить их. Конечно, никто не злился, мы просто посмеялись. Сколько бы таких шуток не было, журналисты будут сломя голову лететь, бежать. Знаете, лучше прибежать и разочароваться, чем упустить материал. Это будет ещё большим разочарованием в жизни. 

– Кажется, в американской журналистике есть стандартное развитие карьеры: человек сколько-то лет работает корреспондентом, а потом становится редактором. Но как конкретно это получается? В какой момент корреспондент превращается в редактора? Как это было у вас?

– Корреспондент превращается в редактора тогда, когда у него получается анализировать и не зацикливается исключительно на своем материале. Он превращается в редактора тогда, когда он начинает смотреть все выходящие материалы в своем издании или на своём канале. Когда его авторские материалы становятся более глубокими. Когда он начинает сам формировать собственную повестку дня. Вот тогда журналист превращается в редактора. Это не рост через годы, а профессиональный рост. Редакторов много, например, есть выпускающий редактор, главный редактор. Выпускающий редактор – тот, кто быстро соображает и разруливает, и человек, который формирует день. Например, в телеке может быстро сориентироваться, где съёмка сорвалась, как её догнать и чем её заменить. Редактор — это тот, у которого в порядке вся логистика, структура и вёрстка. Например, у выпускающего редактора в газете под контролем все материалы, их количество. Главный редактор – человек, который отвечает за все. Например, с одной стороны, это такой страж свободы слова, чтобы у журналистов не включалась самоцензура. С другой стороны – чтобы не было злоупотребления. Поэтому у редактора три глаза, у выпускающего – два, а у журналиста – один. Для меня вопрос перехода на должность редактора был неожиданным. Я была простым журналистом, затем я стала ведущим корреспондентом. Ведущий корреспондент – это тот человек, который не просто подготавливает материал для новостей, но и готовит его в итоговые программы: большие аналитические сюжеты, спецрепортажи, фильмы. И вот, когда ты проходишь через «тяжёлую артиллерию», то тогда у тебя есть шансы стать редактором. Неожиданно для себя я стала редактором, даже не думала об этой должности, не стремилась к ней. Я просто наслаждалась своей работой. Мне предложили должность редактора, и я приняла это, как новый этап работы, новый вызов. Шагнула на новую ступень.

 

– Насколько трудно быть редактором газеты?

– Редактором в газете «Номер 1» быть очень сложно. Журналисты в нашей газете – это самые свободные информационно люди. Это люди, которые сами себе формируют повестку дня. Я как редактор не навязываю им какие-то темы, могу только предложить или обсудить. Я могу настоять лишь на каких-то определённых правилах, которые есть в редакционной политике.  В нашей редакции главная не я, а журналист. Если не будет хороших, сильных и волевых журналистов, то не будет хорошей редакции. Главный редактор не решает, он бдит. Например, юридическую чистоту материалов, информационную политику. Он принимает на себя все удары и отвечает за недоработку и ошибки. Именно главные редактор несет всю ответственность. Журналисты должны быть неприкасаемы, потому что у них крайне сложная и максимально ответственная работа. Редактором в «Номере 1», я считаю, что работать с одной стороны легко, потому что у нас сформировались достаточно крепкие и сильные журналисты.

 

Знаете, была такая тяжёлая журналистская история. Я вам объясню, почему журналист самый главный. К нам обратилась семья, у которой потерялся подросток – девочка лет 15-ти. Они её искали дня три, уже отчаялись, пришли на телевидение. И мы сняли целый сюжет с родителями, с фотографиями. Всё сняли, нам уже в эфир выходить. И вдруг мама звонит и запрещает его выдавать. Она испугалась, говорит: «Я боюсь, что дочь посмотрит и что-нибудь с собой сделает». На этот сюжет были потрачены ресурсы. И вот, с одной стороны у меня редактор, который говорит мне: «Ты что, у меня выпуск новостей,  чем я буду заменять сюжет? Это большая дыра, мне заменять нечем». С другой стороны у меня родители, которые плачут и говорят: «Нет, пожалуйста, мы не хотим, чтобы вы выдавали этот материал». И да, это была большая проблема. У редактора свои задачи, чтобы выпуск вышел в целостной картине. Я родителям сказала: «А вдруг эту девочку кто-то видел, и её где-то удерживают? Или вдруг этот день, этот вечер, может стать решающим? А завтра уже будет поздно! Сегодня может кто-то видел и сможет помочь её найти». Им это было тяжело очень, но они всё равно отказали. Тогда были немного другие законы, не было запретов на персональные данных  и т.д. В принципе, решение оставалось за журналистом. И я уступила родителям. Да, в новостях вышла дыра. Да, мне досталось от главного редактора. Произошёл скандал, и это была тяжёлая ночь в моей жизни, потому что я переживала об этом: правильно ли я поступила?  Не навредила ли я девочке ещё больше? Но на следующий день, к счастью, она нашлась, и это было огромнейшим облегчением.

– Какие самые сложные решения вам приходилось принимать как редактору?

– Как редактору самое сложное для меня решение – это увольнять людей. Порою необходимое, но самое сложное, потому что сердце и мозг редакции – это журналисты. Это самое дорогое, что у нас есть, но порою приходится отрубать.

 

– Бывали ли какие-нибудь курьезные случаи, связанные с работой с читателями?

– Курьёзные случаи, да были, я могу даже рассказать. У нас однажды вышла карикатура в газете. И это оказалось началом комедии.

Наши журналисты получили пресс-релиз, что Россельхознадзор уничтожил санкционные груши. Но ведомстве не указали, каким способом сделали это, поэтому наша редакция выпустила карикатуру, что Россельхознадзор съел эти груши. Вот прям такая картинка: люди сидят в форме, едят груши, а за дверью плачет грустный предприниматель. В общем, мы эту карикатуру нарисовали, небольшим текстом сопроводили. И на этой же неделе с Иркутска, с департамента по связям с общественностью с Россельхознадзора ко мне приехал  руководитель с угрозами подать в суд. Она так кричала, ругалась, говорила, что мы за это ответим. Это было, конечно, немного забавно. Заранее скажу, что мы в результате пришли к компромиссу, договорились и поняли друг друга. Остались в хороших деловых отношениях. В общем, директор департамента требовала, чтоб мы сделали опровержение. Как вы знаете, опровержение делается в том же месте, тем же методом,  шрифтом и объёмом. Я предложила ей нарисовать вторую карикатуру, что они не ели эти груши, на что она, конечно, рассердилась. Мы очень много спорили, но в итоге, когда она увидела, что в их пресс-релизе не было написано, каким образом они их уничтожали, она приняла своё, такое вот, курьёзное поражение. И никакое опровержение мы не делали. Но мы никогда не забудем, когда к нам приехали с требованием опровергать карикатуру.

Вообще с людьми надо разговаривать всегда, когда приходят со скандалом, с требованием и с криками. Конечно, я уже говорила, весь удар на себя принимает редактор. У нас смеются в редакции, что в столе есть какие-то волшебные конфетки, потому что люди прилетают в редакцию с криками, заходят в кабинет, мы разговариваем, и потом выходят с улыбкой.

 Был у нас такой случай: директор ипподрома, в своё время,  пришёл  с очень грозными  обвинениями, кричал, что он никогда больше не возьмёт в руки нашу газету. Да, мы с ним поговорили, всё разъяснили. Всё было хорошо друг другу высказано в спокойной обстановке. Коллеги, видели, когда тот зашёл злой, а потом вышел через некоторое время из кабинета и сказал: «Ладно, Оксана Андреевна, я буду читать вашу газету по-прежнему!». И ушёл. Конечно, когда ты видишь два этих момента, они, может быть, выглядят удивительно, но между этими моментами всегда серьёзные разговоры. И дело в справедливости, в этике, в смелости отстаивать свою правоту и признании своих ошибок.

Все могут ошибаться, и журналисты тоже. Редакторы тем более, в глаза не видят тех, у кого берут интервью или не участвуют в каких-то событиях. И сами читатели и участники этих событий тоже могут ошибаться. Поэтому нужно разговаривать, разъяснять. Я считаю, что компромисс, замешанный на справедливости – это всегда самый лучший вариант примирения.  

Однажды к нам весной пришёл человек и сказал, что ему угрожают пистолетом, что его увозили в лес, запугивали, стреляли. Журналист его выслушал, но посчитал, что это выдумка. Кто у нас в районе, в деревне, будет с пистолетами гонять мужчину, который занимается извозом и похож на сумасшедшего? Однако интуиция подсказала, что здесь что-то не так. И вы представляете, это оказалось абсолютной правдой. Да, действительно, его запугивали пистолетами и вывозили в лес. Это была большая делёжка бизнеса такси на местном уровне. Поэтому журналист должен слышать всякого, кто к нему обращается. И даже в тех историях, которые похожи на бред, распознавать настоящее, несмотря на то, что это может казаться совершенно невероятным.

– Что же все-таки самое привлекательное в вашей профессии, что Вы остались ей преданы на долгие годы?

– Отсутствие «дня сурка». Всегда новые лица,  новые знакомства, драйв,  новая информация! Знаете, когда уходишь в отпуск, а потом возвращаешься, ты не позволяешь себе ничего читать. Пытаешься исключить всё – весь информационный шум. Когда возвращаешься из отпуска, ощущение, что ты несколько месяцев где-то пропадал. Настолько быстро меняется информационное поле, настолько всё переменчиво, что, пропустив пару недель, люди (прим. журналисты) долго восстанавливаются. Это драйв, это гарантированное отсутствие «дня сурка». И, конечно, детское удовлетворение любопытства. Ведь любопытной Варваре всегда куда-то нужно засунуть свой нос.

Была одна история, когда мы снимали сюжет про футбол. Я её очень часто рассказываю журналистам на парах. Она вся чудесная и невероятная. Мы тогда вернулись со съёмок. К нам пришёл коллега и говорит: «Иду по мосту и слышу шум, оглядываюсь, а мимо меня пролетает машина с болельщиками, флагами, криками. Они высунулись по пояс из окон. А за ними в это время пролетают с мигалками гаишники, а за их машиной команда «Тивикома», с высунутым по пояс оператором и с камерой наперевес». Это была, конечно, эпичная со стороны картинка, когда находишься внутри процесса, ты горишь, работаешь и даже не замечаешь эти моменты. В журналистике очень много тяжелого, но и очень много весёлого. Это такая бурная жизнь, какую вы, наверное, нигде не встретите.

Из интересных страшных случаев могу рассказать такой. Мы снимали шоу «Танцуют все», съёмки были в ночном клубе. Мы каждый раз приезжали в пять утра, потому что надо было настроить съёмочную площадку: выставить камеры, провести все коммуникации, провода, привести в порядок клуб. И вот, где-то в шесть или семь утра к нам поступает звонок, о том, что где-то произошло убийство. Естественно все камеры здесь, на съёмочной площадке. В семь утра поднимать какого-то журналиста не очень удобно, поэтому я подхватила первого оператора, Сергея Костенко. Мы бегом побежали на съёмку. Моя задача была быстренько там отсняться и вернуть оператора обратно на съёмочную площадку, чтобы не срывать процесс шоу. Когда мы приехали на место событий, оказалось, что там нашли расчленённый труп мужчины. Вот такой вот неожиданный день у меня получился, что в пять утра мы начинаем работать в ночном клубе, в семь утра бежим снимать расчленённый труп, а через час уже снимаем шоу с танцами. Да, это тоже такие реалии журналисткой работы, что ты не знаешь, чем тебе обернётся день.

– Почему так важно научиться писать тексты, если многое в медиа сейчас связано с визуалом?

– Почему так важно научиться писать тексты? Даже если ваш текст состоит из трёх строчек – это уже не просто. В эти три строчки вы должны вместить такую интригу, чтобы люди захотели читать дальше. В три строчки вы должны вместить всю новость. Картинкой всё рассказать невозможно и  фотографией тоже. Видео так же не может рассказать всё. Например, мы смотрим ленту во Вконтакте, появляется видео, и тут возникают титры. Зачем? Да потому что, если просто смотреть на видео без звука, то можно не понять, что происходит. Даже если это звук, то будет интершум, либо какой-нибудь лайф. И всё равно никто не рассказывает, что происходит. Всё равно необходима дополнительная информация, она выходит титрами, либо каким-нибудь дополнительным комментарием. Комментарий должен быть быстрым, понятным, легкоперевариваемым, где-то с интригой, где-то с иронией, где-то с загадкой – это невероятно сложно. Если вам кажется, что написать текст легко, то это не так. Текст сочиняется, а видео пересказывается с помощью фотоаппарата или камеры. Видеоряд – это то, что уже создано. Вам просто это нужно пересказать. То же самое с фото – всё готово, вам осталось только запечатлеть и переложить на сайт. Даже звук, например: кто-то кричит, поёт или спорит. Вы всё это записываете и уже готовый материал пересказываете с помощью техники. Вот текст написать – самое сложное. Потому что вам нужно историю или то, что вы видите, слышите, знаете, переложить в строчки. Превратить это в буквы так, чтобы оно не потеряло ни вкус, ни цвет, ни интригу, ни суть свою. Это невероятно сложно.

 

– Сейчас немало журналистов заводят свои блоги или каналы на видеохостингах. Как Вы относитесь к таким журналистам-блогерам? Хотели бы завести собственный блог? 

– Собственный блог мне вообще не хочется заводить. Понимаете, чтобы кому-то о чём-то вещать, нужно понимать, что тебя никто ни о чём не спрашивал. Кому мои мысли нужны, если меня об этом никто не спрашивал? Навязывать их не хочу. Мне достаточно профессии, в которой я пытаюсь себя реализовать тем, что собираю факты и выкладываю их для рассуждения читателей. Я далеко не блогер. Журналисты-блогеры очень талантливые люди, потому что раньше таких, как я, напишут книгу. Я не умею сочинять, я умею пересказывать. А блогеры умеют сочинять. Это очень круто! Если есть журналист-блогер, на которого большой читательский спрос, то он достаточно ценен. Представляете, он без редакции и какой-либо помощи собирает аудиторию. Это дорогого стоит! Единственное, на что должен обращать внимание журналист, что, если он одновременно работает в СМИ и  ведёт свой блог,  должен понимать, что его блог – не личный. Он принадлежит, например, ведущему такого-то телеканала или журналисту такой-то газеты. Это не лично там Вася Пупкин. Нет, к сожалению. Журналист всегда связан со своей редакцией. Если он где-то косячит, попадает в неприятности, нарушает нормы и правила поведения, то обвинять будут не конкретного человека, а журналиста такой-то телекомпании или газеты. Всегда за человеком стоит его редакция и эту ответственность должен понимать. И если он на телеэкране говорит одно, а в своем блоге пишет совершенно другое, это ему не добавит «очков». Во-первых, как доверять такому журналисту, если он так быстро переобувается. Во-вторых, это как-то предательски по отношению к самой редакции или к самому себе. Такие случаи я не видела в практике, в основном, конечно, если блоги ведутся журналистами, то они никак не противоречат их работе. Хотя были такие истории, когда журналист в публичном месте повёл себя некорректно, он был уволен на следующий день, или когда журналист «сливал» информацию редакции в личный блог, видимо, желая показать свою осведомленность, тоже был уволен. Потому что за его спиной стоит редакция. Журналистика – это огромная ответственность приправленная драйвом.



СКОЛЬКО ЗАРАБАТЫВАЕТ ЖУРНАЛИСТ?

О том, сколько зарабатывает журналист в России в 2022 году, интересно не только обывателям и налоговым органам. Волшебное владение словом облечено некоей тайной. Размеры гонораров известных теле- и радио ведущих редко оглашаются вслух. Хочется узнать не только секреты профессии, но и материальную составляющую.

Из чего складывается заработок?

Творческая профессия позволяет человеку стать известным и неплохо заработать. Зарплата журналиста складывается из трех-четырех составляющих:

Гонорар — расценки в каждом СМИ устанавливаются индивидуально. Зависит от количества творческого продукта (статьи, опубликованные интервью, участие в передачах и трансляциях).

Оклад — приблизительно равен средней зарплате в регионе или прожиточному минимуму.

Премия — начисляется руководителем, выдается за отчетный период.

Оплата за рекламный продукт. Идет за участие в заказанных и дополнительно проплаченных мероприятиях.

В каждом СМИ разрабатывается и принимается коллективный договор. В документе прописываются обязанности работающих и оплата.

 

Средняя зарплата журналиста по регионам

Репортеры региональных СМИ получают немного. Как оплачивается:

Цена за 1000 печатных символов — 100-200 рублей. За выпущенную статью объемом ½ полосы журналист получает 1,5-2 тысячи. Средний оклад — 15-20 тысяч рублей.

График работы ненормированный, задания могут выдаваться без учета праздничных и выходных.

В крупных печатных СМИ больших городов репортеры зарабатывают больше. Как происходит оплата:

Оклад 30-40 тысяч рублей.

Статья в газете объемом ½ полосы до 5 тысяч рублей.

Цена за 1 тысячу символов — 500-600 рублей.

Крупные медийные лица зарабатывают 35-45 тысяч долларов. Сотрудничают с информационными каналами, дополнительно выполняют заказы по рекламе. Ставка зависит от квалификации и узнаваемости.

(По данным Федеральной налоговой службы и Рамблера)


БУРЯАД ТВ: В ГОСТЯХ У ТЕЛЕВИДЕНИЯ

«Буряад ТВ» – первый в России круглосуточный телеканал на бурятском языке. Открытие и запуск его вещания символично состоялось 30 мая 2021 года в День образования республики Бурятия. Мы побывали на студии «Буряад ТВ», где нам провели увлекательную экскурсию. Главный редактор телеканала Баярма Раднаева поделилась секретами создания топового контента и ответила на интересующие нас вопросы.




ЧТО ЖДЁТ ЖУРНАЛИСТИКУ В БУДУЩЕМ?

За последнее десятилетие средства массовой информации изменились до неузнаваемости, и этот процесс необратим. Какими же будут медиа будущего?

Новости будут писать роботы
Уже через пять лет новости на основе сообщений информационных агентств будут генерироваться без вмешательства человека: написать подводку, проанализировать входящие сообщения в динамике и дать необходимый нарратив, найти аналогичные случаи – все это не требует участия журналиста и вполне под силу роботу.Что все это значит для редакций? Скучную рутинную работу журналисты смогут делегировать роботам, а сами в это время будут заниматься более важными и интересными вещами — журналистикой расследований, толкований и объяснений, расширением кругозора читателей.
На вопрос о том, исчезнет ли традиционная журналистика, может быть только один ответ – отрицательный. 

Блогеры останутся блогерам

Тезис о том, что блогеры – это журналисты будущего, как минимум спорный. В большинстве своем они производят развлекательный контент для довольно узкой целевой аудитории определенного возраста — и, увы, довольно часто он весьма посредственного качества. Имеет ли это что-то общее с журналистикой? Конечно, нет. У журналиста совсем другие задачи, и для их решения он использует совсем другие методы. Его контент должен иметь ценность, а его цель – не только развлечь читателя или зрителя, но и увлечь его, донести до него какую-то мысль, помочь ему сформулировать свою позицию по тому или иному вопросу. Еще одно важное отличие блогера от журналиста заключается в том, что последний должен проверять факты и предоставлять только достоверную информацию, а у блогера такой обязанности нет.   Однако некоторые блогеры вполне успешно освоили формат гражданской журналистики, который прекрасно дополняет современное информационное поле и уже является его неотъемлемой частью, стирая грань между профессиональными медиа и личным блогом.

Рекомендации контента станут еще точнее

Мы живем в век рекомендаций. Они подстерегают нас не только в онлайн-пространстве, но и в повседневной жизни. Причем часто мы даже не задумываемся о том, что совершаем действие по чьей-то наводке. В супермаркетах заботливые мерчандайзеры располагают дополняющие товары на полках рядом, как бы намекая на необходимость купить их вместе.
То же самое происходит в интернете. Ленты социальных сетей рекомендуют нам посты тех людей и групп, с которыми мы активнее всего взаимодействуем. На сайтах СМИ «материалы по теме» уже давно формируются самообучающимися алгоритмами: нам показывают только те сообщения, на которые мы кликнем с наибольшей вероятностью. Рекомендательные платформы формируют для читателей умную ленту публикаций с популярных сайтов и из сообществ в социальных сетях на основе личных предпочтений.

 Медиа прочнее освоят соцсети и мессенджеры

Логично, что контент и его потребители должны быть в одном месте. В информационном поле регулярно появляются новые способы дистрибуции контента, и те, которые проходят испытание на прочность и набирают популярность, становятся идеальным местом для размещения контента. Сначала все читали новости на сайтах СМИ, потом переместились в соцсети, а теперь мы стремительно движемся в сторону мессенджеров. Сегодня успешно функционируют проекты, которые создают и раскручивают паблики в соцсетях и каналы в мессенджерах и пытаются их эффективно монетизировать. А СМИ следуют за своей аудиторией, расширяя присутствие на все многообразие платформ.

 Like, share, repost, DONATE
Сотрудничество с платформами дистрибуции уже является для СМИ дополнительным источником дохода: те же соцсети делятся средствами от показа рекламы на материалах издателя. И эта тенденция будет лишь укрепляться. Пока эти деньги не выглядят для медиа привлекательными и традиционные способы монетизации несомненно выигрывают. Впрочем, наверняка это лишь дело времени и решение будет найдено.
Уже сейчас соцсети обещают дать возможность быстрой подписки на издания, а дальше, вполне вероятно, и читатели смогут благодарить медиа за полезный или интересный материал при помощи «донатов».

Подводя итог, хочется отметить, что мир медиа зачастую непредсказуем. Порой уникальные по своей идее СМИ терпят финансовую неудачу, но демонстрируют рынку высокую планку подхода к производству и дистрибуции контента. Мир медиа всегда отличался пассионарностью.

(по данным Forbes)

Авторы: студентки 2 курса направления «Журналистика» Шлюева Екатерина и Власова Татьяна.

Использованные источники:

Понравилось это:

Нравится Загрузка...
%d такие блоггеры, как: