В этом выпуске проекта мы расскажем вам о тувинцах. О праздниках, религии, национальной еде, костюме и искусстве вам расскажут две студентки нашего вуза Ховалыг Айза и Шиней Монгуш Хенче-Караева.
В России очень разнообразное население. В стране проживает свыше 190 народов. Они делятся на 4 языковые группы(семьи): уральская, кавказская, алтайская, и преобладающее большинство относится к индоевропейской. Каждая семья отличается по культуре, традициям, уровню жизни, языку и трудовым навыкам. Данные о национальном составе страны получают благодаря переписи населения, последняя проходила в 2010 году. В республике Тыва проживает 324 537 тысяч человек. Численность тувинцев в разных областях можно посмотреть на диаграмме.
Меня зовут Ховалыг Айза, учусь во ВСГУТУ, ИПИБ, специальность «Управление качеством», 3 курс.
«У нас есть такой семейный праздник, который называется «Оваа дагылгазы». Мы его проводим в течении последних десяти лет в честь нашей бабушки. Бабушка была почётным животноводом тысячником и многодетной матерью, у неё 8 дочерей и 2 сыновей. Мы проводим этот праздник каждый год с 15 по 17 июля. Собираются все дети, внуки, правнуки, мы едем в место, где родилась, выросла и жила наша бабушка. Там мои родители со своими родными построили «оваа» (священное место) и поставили статую Будды. Оваа построили на вершине маленькой горки, детям туда нельзя, у всех обязательно должны быть головные уборы. Когда мы туда едем, приглашаем ламу или шамана, чтобы он провёл священный обряд», — рассказывает Айза.
Первый день проводим священный обряд, ставим подношения духам из сладостей в знак благодарности и с целью задобрить духов, а на второй день проводим различные спортивные мероприятия с жителями близлежащего села. В качестве призов и наград мы дарим им то, что им понадобится в быту, либо же еду, например, 10 килограмм муки, 5 килограмм вермишели и различные крупы. Место, где проводится этот праздник, называется «Кошпес». Оно находится в Республике Тыва, в селе Алдан-Маадыр.
Самым главным праздником у тувинцев считается Шагаа, тувинский Новый год. Он отмечается в феврале или марте. Накануне его наступления проходят спортивные соревнования по стрельбе из лука, национальной борьбе хуреш, хождению на лыжах. Во всех храмах с вечера и почти до утра проводятся праздничные богослужения, в столице в них участвует и Камбы-лама, духовный лидер тувинцев. А как только наступает рассвет, проводится обряд Сан-сарылы. Его проводят как шаманы, так и ламы. Разжигается традиционный костёр, так как Огонь приходится младшим братом Солнцу, и ему приносятся жертвы: кладут в огонь мясо и сладости.
Также читают священные писания и просят удачи и благоденствия своему народу. Присутствовать при этом разрешено лишь мужчинам и мальчикам старше девяти лет.
На следующий день все ходят в гости, дарят подарки. На стол должны быть блюда из молока: быштак, боорзак, далган, тыва далган, сут, ааржы, чинге тараа, тарак и мясо.
Шаманизм считается древним традиционным верованием тувинцев, который прочно связан с образом жизни, миросозерцанием и миропониманием, основанным на величии и почтении к окружающему их миру, к природе, ее стихиям, бывшим то благосклонными, то не очень. И даже сегодня мы можем встретить в Туве настоящих шаманов, совершающих свои магические камлания и таинственные ритуалы, читающих прошлое и предсказывающих будущее. Их легко найти в шаманских обществах Кызыла, загадочных и обладающих особой энергией. Тувинцы до сих пор уважительно относятся к шаманам, приглашают их на различные обряды освящения природных объектов, на другие события, связанные с жизненным циклом.
Буддизм, проникший в регион в XVIII веке, несомненно, оказал огромное влияние и на ранние верования, и на шаманизм, значительно дополнив и обогатив их. Также он вобрал в себя многие элементы шаманизма. Произошло удивительное слияние двух непохожих друг на друга мировоззрений. И сегодня тувинцы часто обращаются и к шаманам, и к буддийским монахам. В Туве есть как шаманские общества, так и буддийские монастыри – хурээ, которые начали строиться еще в XVIIIв. Многие из них были разрушены в советский период. На сегодняшний день они вновь активно возрождаются, строятся монастыри в различных районах республики. Так, примером может служить возрождение монастыря Устуу-Хурээ в западной части Тувы. Этот процесс приобрел массовый характер, перешагнул республиканский и даже российский уровень, став международным. Каждый год летом проводится фестиваль живой музыки и живой веры «Устуу-Хурээ», на который съезжаются представители разных национальностей со всего мира, музыканты и паломники, туристы и путешественники, принадлежащие к разным религиозным конфессиям. Фестиваль – свидетельство толерантности и гуманизма в Туве.
Известно, что в современном мире тувинцы являются единственными из тюркоязычных народов буддистами, при этом шаманизм также считается их традиционной религией.
Пошаговая инструкция приготовления блюда «Тыва мун»
С тетей мы любим готовить блюдо «тыва мун». После разделки бараньей туши варится суп, в который добавляется мясо с костями. Бульон получается очень наваристый. Ребра варят парами, не ломая их. Если не соблюдать данное правило, то согласно народной примете, это приводит к ссоре. Затем заправляют пшено, или рис, или домашнюю лапшу. Соль, перец по вкусу.
Ингредиенты: мясо, мука, вода, яйцо, соль, перец.
Шиней Монгуш Хенче-Караева, Институт пищевой инженерии и биотехнологии, специальность Биотехнические системы и технологии, 4 курс.
«Костюмы шьёт моя мама, она не швея, а простo любитель. Мой костюм более современный, стилизованный», — рассказывает Шиней Монгуш.
В комплекс традиционного тувинского костюма на протяжении веков входят халат (тон), пояс (кур), головной убор (бөрт), безрукавная одежда (хөректээш), сапоги (идик), подвески поясные (дерги) и украшения (каасталга).Покрой тувинской одежды был связан с условиями и образом жизни населения. Одежда была демисезонной, летней, зимней, но различалась и по своему назначению: повседневная, праздничная, промысловая, культовая, ритуальная, спортивная.
Самые распространенные цвета в национальной одежде тувинцев — белый, черный, красный, желтый, синий, зеленый, коричневый. У каждого из них свое значение. Во главе системы цветов стоит белый цвет, «цвет-мать» — самый священный и желанный, символ чистоты, благородства, благополучия, богатства, добра, почета. Самое высокое положение занимает белая пища, скотина белой масти, белая юрта, человек с белой душой, белая одежда. Противопоставляется белому цвету черный. Если в тибетской системе он однозначно олицетворял все злое и мрачное, то в тувинской символике, как и монгольской, он противоречив. Для тувинцев черный цвет, с одной стороны, — это зло, несчастье, сокрушающая сила, нищета, с другой стороны, — несметные богатства, неисчислимое множество, чистота природных явлений. Кроме того, черный в одежде применяла часть народа, жившая на севере и отколовшаяся от своего основного этнического состава. В одежде этот цвет использовали, желая, с одной стороны, призвать силу и богатство, с другой стороны — выразить принадлежность хозяина одежды к северной стороне света. Остальные цвета — это «цвета-отцы»: красный, синий, зеленый, желтый и производные от них «цвета-дети»: розовый, голубой и другие.
Они обладали не таким обширным комплексом значений, как белый и черный цвета. Красный цвет символизирует радость, благополучие, синий — удачу, победу, золотой и желтый — святость, божественность, высшую исключительность
«Я начала петь с трёх лет. Родители записали меня в Чаданскую детскую школу искусств. Посещала занятия с первого по одиннадцатый класс. Предпочитаю исполнять народные песни на тувинском языке. Когда скучаю по дому всегда слушаю народных исполнителей», — рассказывает Монгуш Шиней Хенче-Караева.
Разрабочик: Бадмаева Арюна
Список источников:
http://ca-news.org/print:1458973
https://www.tuvaonline.ru
http://www.nat-geo.ru
http://tuvapravda.ru
http://travelask.ru
http://ctrl.info