На фото Мэдэгма Доржиева.
Фотограф: Хэшэгто Дансарунов.
Буряты — великий народ со своей историей. Испокон веков характерными чертами этой национальности считались сдержанность, открытость, терпимость, дружелюбие. Сейчас мы вам расскажем о жизни бурятского народа.
На сегодняшний день в России проживает немалое количество разных национальностей. Даже в одном регионе можно встретить людей нескольких наций. В Бурятии это русские, монголы, китайцы, буряты и многие другие. Ниже вы можете увидеть количество бурят, проживающих в разных уголках нашей страны.
Про национальный суп-лапшу «Шулэн» нам расскажет Оюна Булгадаева.
«Я помню, что моя бабушка часто готовила суп «Шулэн». Он стал одним из моих любимых блюд бурятской кухни.
В нашей семье мы довольно часто готовим этот суп, так как его рецепт достаточно прост. Несмотря на это, блюдо получается вкусным и сытным.
Когда я была маленькой, мне рассказывали, что мясо и молоко составляли основу питания у бурят, традиционно этот народ занимался разведением скота. Через какое-то время буряты уже сами могли изготавливать муку и лепить лапшу. «Шулэн» — это наваристый бухлёр с мясом, в который добавляется лапша».
Бабушка говорила мне: «Для супа нужно использовать качественное мясо, от него будет зависеть жирность бульона. Лапшу можно купить в магазине, если у вас нет возможности сделать её самостоятельно. Но нужно помнить: если добавить в суп покупную лапшу, то он потеряет всю свою особенность, перестанет быть национальным».
Суп-лапша готовится очень просто. Вам понадобятся следующие ингредиенты (1 порция):
Для 50 г. лапши:
Как приготовить?
Приятного аппетита!
Про национальный костюм нам расскажет Арюна Бадмаева.
«У моей бабушки было хобби, она шила своим родным дэгэл, так называемый халат с широкой декорированной меховой нашивкой (эбэр). Бабушка иногда вспоминает своё увлечение и шьёт», — рассказывает Арюна.
На национальном костюме бурят можно увидеть разные орнаменты, у которых есть своё значение.
Источник информации: книга Виктории Алагуевой «Золотая книга о бурятах».
О вере бурятского народа нам расскажет Виктория Маркуева.
«Буддизм – это философское учение, которое зародилось в древней Индии. Основателем был принц Сиддхартха Гаутама, потом он стал известен всем как Будда Шакьямуни. Он отрёкся от всех благ и удовольствий, когда встретился с четырьмя людьми: с бедным стариком, с больным человеком и другими.
В отличие от христианства в буддизме нет единого Бога, который сотворил всё на свете. Мир никем не создан, никто им не управляет.
В буддизме имеются прямые доказательства в виде нетленного тела известного Хамбо-ламы Итигэлова, который в ходе медитации ушёл в нирвану, его тело было похоронено в кедровом ящике, он был в позе лотоса, в которой медитировал. На данный момент его тело находится в Иволгинском дацане.
В дацан я хожу раз в 2-3 месяца, чтобы посетить ламу, поговорить с ним, пройти вокруг дацана, помолиться.
Однажды, когда мне было 5 лет, мы с мамой и дедушкой пошли в дацан. Зашли внутрь, сидели и ждали нашей очереди. В детстве у меня была привычка: ходить по часовой стрелке внутри дацана и молиться со сложенными руками возле груди. В дацане есть правила, которые нужно соблюдать. Например, запрещено поворачиваться спиной к Божествам, изображённым на стене напротив входа. Я забыла об этом, когда обходила круг, и повернулась спиной. После этого я была довольна собой, думая, что сделала всё, как надо. Тогда я даже не замечала, что люди смотрят на меня и улыбаются. Ко мне подошёл лама и сказал: «Никогда не поворачивайся к ним спиной, они всё видят!» Тогда я испугалась того, что он сказал».
О праздновании Сагаалгана нам расскажут Намжилма Гомбоева, Эржена Ранжурова, Виктория Ханхашанова.
Намжилма Гомбоева:
— Сагаалган – главный ежегодный праздник для нашей семьи. Перед ним мы готовим бурятские блюда: буузы, боовы.
На следующий день мы ходим в гости, а именно к самым старшим из родственников. В первую очередь, необходимо поздравить родителей, то есть бабушку и дедушку. Встречаясь со старшими, необходимо быть опрятно одетыми, застегнутыми на все пуговицы.
Также каждый год родители ездят на Обо. Это место поклонения Богам. Папа ездит на молебен в Джидинский район, так как он оттуда, а мама в Агинский округ.
В дни Сагаалгана совершается обряд «запуска коня ветров» – с использованием изображения «коня ветров» (Хий морин), освященного у ламы.
«Хий морин» привязывают к дереву или помещает на крыше дома таким образом, чтобы оно развевалось на ветру.
Считается, что «конь ветров» служит мощной защитой от несчастий и болезней, привлекая внимание высших существ и призывая помощь божеств. Его изображение также символизирует пожелание здоровья, счастья и достатка в новом году всем живым существам.
Эржена Ранжурова:
— В нашей семье есть традиция отмечать Сагаалган. Перед праздником мы приводим дом в порядок: стираем, белим, красим и так далее. Идеальная чистота символизирует чистоту помыслов человека. Иначе не зайдут в дом божества, существа десяти сторон света и другие гости. Также в дом привозят в дом ламу, чтобы он почитал книгу: от злых духов, на здоровье, любовь, благополучие.
На праздник мы готовим белую пищу и выпечку: булочки, боовы, рогалики и другое.
Виктория Ханхашанова:
— Во время Сагаалгана мы рано встаём. По поверьям, ранним утром, до восхода солнца, в каждый дом заходит божество Балдан-Лхамо, которое подсчитывает всех людей. Проспавшие ее приход, считается, упускают свое счастье на целый год. А те, кто в это время бодрствовал, наоборот – приобретут защиту буддийской богини Лхамо, и им будет сопутствовать удача и успех на протяжении всего года.
На столе должна быть белая пища, потом мы семьёй едем в родительский дом. Во время Белого месяца буряты делают следующие жесты: младший старшему (женщина мужчине, если они ровесники) протягивает обе руки ладонями вверх, старший кладёт в них сверху свои руки ладонями вниз, младший поддерживает старшего под локти.