Осуществить мечту детства, стать узнаваемым, помогать людям — этих и многих других целей добились около десятка наших студентов, работающих на телевидении. Вероника Рыльская (Ариг Ус), Руслан Хороших, (Тивиком) и Мариам Восканян (АТВ) согласились побеседовать с нами. Из интервью вы можете узнать о тонкостях работы на телевидении, интересных случаях, произошедших на съемках и о многом другом.
Как вы попали на телевидение?
Вероника: Случайно. Я пришла на «Хрустальный Валенок» (Ежегодная республиканская премия за достижения в сфере рекламы и PR – прим. авт.), встретила там Андрея Владимировича (заведующего кафедрой), который посоветовал меня Инессе Петоновой ( главный редактор «Ариг Ус» — прим. авт.). Я подошла к ней, а она говорит: “Нам нужны ноги, которые будут бегать, и выполнять мелкую работу”. Я подумала, что это неплохой шанс попасть на телевидение. Потом я позвонила, договорилась с ней, что я приду на планерку, а после она мне всё объяснит. Первую неделю я приходила и просто сидела без дела и каких-либо заданий. Только потом на меня начали обращать внимание и замечать, что я там присутствую. Так закрутилось, завертелось и уже почти год как я там.
Руслан: Все просто: я отправился проходить практику на «Тивиком», а затем остался там работать.
Мариам: Я проходила практику на телеканале «АТВ», руководству понравилось, и они приняли меня в штат. С первого дня у меня горели глаза, я хотела работать, и это не осталось незамеченным. Остальные студенты хотели лишь закрыть практику, выполняя только то, что им поручали, а я делала гораздо больше.
Каким было ваше первое задание?
Вероника: Я на всю жизнь запомню свой первый день. Это был интерактив, меня отправили снимать его с Антониной Болотовой, она показала пример и уехала, оставив меня вдвоем с оператором. Он был злой и говорил мне, что я ничего не умею и ни на что не гожусь. Но сюжет всё-таки вышел в эфир.
Руслан: Первым самостоятельным сюжетом было то, как ГИБДД проводила акцию «Не оставляй ребёнка в машине». Мы ходили около Пиплс Парка, раздавали водителям листовки и предупреждали их.
Мариам: Как не странно, мне сразу доверили самостоятельный сюжет. Я удивилась, но сделала. Это был сюжет про автоледи, тогда выросла статистика ДТП с участием женщин и я рассказывала о том, как ведут себя за рулем дамы, старалась быть объективной — выслушала мужчин, женщин, а также специалистов. Мы пришли к выводу, что неважно какого пола человек за рулем — главное, чтобы он был внимателен.
Какими были первые трудности?
Вероника: Я почти ничего не знала. Я приехала в первый день после съемки, а мне говорят: “Садись, расшифровывай”. А я не знаю, как это делать. А на «Ариг Усе» такая политика, что они не учат – ты должен делать все сам. А там выплывешь или не выплывешь. Самое сложное для меня до сих пор — это писать тексты, потому что тексты на ТВ и тексты в газете, как мы писали во “ВСГУТУ-online”, это совершенно разные вещи.
Руслан: Самое сложное для меня — написание телевизионного текста.
Мариам: Трудности были с операторами. В телевизионной журналистике существует негласный закон о том, что на съемочной площадке главный — журналист, а оператор должен выполнять все его поручения. Но изначально я показалась всем веселой и беззаботной, поэтому в первое время операторы ко мне серьезно не относились. Когда я говорила им что-то снимать, они считали, что знают лучше и этого не делали. В самом начале мне было достаточно сложно найти номера телефонов. Даже когда я бралась за сюжет, я не знала, чье экспертное мнение может здесь подойти. Если бы не помощь коллег, то я бы большую часть дня занималась поиском контактов.
Самая неудобная ситуация, которая произошла с вами на съемках.
Вероника: Все съемки у меня всегда проходили гладко. И неловких ситуаций не было.
Руслан: На планёрке мне дали задание: снять встречу депутата с избирателями. Но меня предупредили, что с ней тяжело найти общий язык. Мы поехали на съёмку. Помимо того, что мы опоздали, так ещё и перепутали адрес. Добрались до нужного адреса пешком, так как наш водитель уже уехал. Зашли, и сразу эта женщина начала на нас наезжать при сидящей в комнате публике. До того как поехать на съёмку, я почитал её биографию в интернете. И оказалось, она с Джидинского района, так же, как и я. И уже перед тем, как брать у неё интервью, я поговорил с ней. Спросил: «Где я мог вас видеть? Вы случайно не были в Петропавловке?», в ответ услышал: «А я же джидинская!». И на этой почве мы наши общий язык. К слову, интервью получилось очень хорошим.
Мариам: Летом была попытка закрыть детский сад «Боровичок», который находится в Сосновом бору, Мне нужно было развернуть эту проблему. Сначала меня отправили в Комитет по образованию, чтобы взять комментарий о причине закрытия. Я взяла, но подумала, что этого будет недостаточно. Мы с оператором поехали в сад, там сразу собралась куча мамочек с детишками на руках, одна стоит и чуть ли не плачет в камеру: у нее 5 детей, если «Боровичок» закроется, то ей придется уйти с работы. И тут подходит мужчина, в военной форме крупного телосложения и начинает говорить нам о том, что здесь снимать ничего нельзя. А я тогда только начинала и понятия не имела, что можно или нельзя, Мужчина стал отбирать камеру у оператора, я растерялась, а мамы тем временем начали с ним спорить. Позже выяснилось, что оператор всё это снял, и вышел очень хороший сюжет.
Удалось за время работы помочь людям делом?
Вероника: Самым весомым был сюжет, когда на Республиканской больнице пешеходный переход перенесли, но не поставили забор, и люди бегали по старинке, а водители жаловались. Мы сделали сюжет, и буквально через два дня появилось ограждение.
Руслан: К нам обратились жители п. Энергетик с тем, что в их посёлке живёт женщина, у которой 7 собак. Эти собаки нападали на детей и взрослых, одного ребёнка покусали. Местные жители приходили к ней, говорили об этом, но хозяйка никак не реагировала, а наоборот, всё больше натравливала собак на людей. В Энергетике мы были посланы в грубой форме этой хозяйкой собак. После обратились в МВД, так как родители ребёнка, которого покусали собаки, написали заявление. Там нам ответили, что они провели беседы с хозяйкой и передали материалы в Комитет городского хозяйства. На основе этого мы выпустили сюжет. В нём говорилось, что на хозяйку были наложены штрафы.
Мариам: Много, и когда такое происходит, ты понимаешь, что работаешь не зря. Расскажу про один случай. В Тальцах есть замечательная бабушка, которая нам позвонила и рассказала, что по улице, где она проживает, воду дают только на 1 час в день. Я сняла сюжет, и в итоге она позвонила и поблагодарила, сказав, что воду теперь дают несколько раз в день. Но я думаю, что дело не в самом сюжете, а в том, что в процессе работы над ним мы звоним в надзорные органы, начинают шевелиться.
Максимальное количество сюжетов, которое тебе удавалось сделать за день?
Вероника: У нас достаточно большой штат, Но в сезон отпусков у меня было больше работы.
Руслан: Мне удавалось сделать 3 сюжета.
Мариам: На самом деле стандарт — это 1 сюжет в день. Но на телеканале так получилось, что бывали такие дни, что выпуск собирали 2-3 журналиста.
Расскажите о технологии работы на телевидении. Как проходят планерки, рабочий день?
Вероника: В 9 утра у нас планерка, на которой редакторы смотрят, какие темы им прислали на почту, какие были запланированы заранее, и какие события происходят. Это всё распределяется между журналистами, обсуждается предыдущий выпуск. Выходит один человек, который анализировал его по определенным критериям, например, выделяют хорошие анонсы и стендапы. Мы голосуем за лучший сюжет из вчерашнего выпуска. Это, прежде всего, возможность для других журналистов провести работу над ошибками. Мы стараемся голосовать как рядовые телезрители за то, что больше понравилось, больше запомнилось. Каждый сюжет оценивается в определенную сумму, а если он стал лучшим, то за него добавляется премия. Однажды и мой сюжет становился лучшим. В 15:00 дневная планерка, на которой оговаривается, кто к какому времени сдаст материал или утверждаются окончательные версии.
Руслан: После утренней планерки, журналисты начинают сбор необходимой информации. Далее журналист и оператор выезжают на съёмку, записывают интервью. Оператор набирает видеоряд. Собрав необходимый материал, журналист начинает писать сюжет и далее его редактирует. После одобрения текста, он делает «начитку», те «начитывает» этот текст режиссёру монтажа. Режиссёр монтирует текст и это всё выходит в эфир. Вот и всё.
Мариам: Все зависит от того, что ты снимаешь: если это мероприятие, то ты его посещаешь, собираешь все нужные тебе комментарии. Если это проблема, то требуется собрать всю информацию, потом созвониться с теми, кто может ответить на вопрос, отправить запросы и писать комментарии. В конце идешь на монтаж. Там обязательно нужно сидеть вместе с режиссером.
Расскажите о планах на будущее.
Вероника: я планирую в первую очередь закрепиться на «Ариг Усе», а потом уже дальше.
Руслан: Вначале один из коллег сказал, что мы ещё очень молоды и у нас не хватает жизненного опыта. Возможно, лет через 5-6, я снова вернусь в эту профессию, но после окончания университета я планирую заниматься чем-нибудь другим.
Мариам: Сейчас я хочу акцентировать свое внимание на учебе, и по возможности совмещать это с работой, затем развиваться как журналист. Открывать свои проекты.
Яна Колбина, Надя Федотова, Маша Седунова.
Фото из личного архива Вероники Рыльской, Руслана Хороших, Мариам Восканян.
Последние комментарии