Эстетика благородного металла​

О ТОМ, КАК ИЗ ХОЛОДНОГО МЕТАЛЛА СОЗДАЮТСЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА

Эти юные мастера искусно овладели древним знанием «покорения металла». Всё, чего они касаются – оживает и уноситься в свой благородный танец. Они учатся вместе с нами. Они – студенты ВСГУТУ. Сегодня мы познакомимся с ними поближе и, возможно, узнаем, заточённые в камни, тайны. 

ФИЛОСОФИЯ МЕТАЛЛА БУРЯТСКИХ МАСТЕРОВ

У бурят всегда было особенное отношение к железу и предметам из него. Считалось, что если положить возле больного или спящего человека топор или нож, то они будут лучше оберегать их от злых духов. В этих краях всегда культура металла занимала особое место. Бурятские мастера ещё с 17 века владели техниками и приёмами художественной обработки, созданной, по всей видимости, ими самими. 

«Каждый, кто работал с металлом, ощущал себя художником, так как пытался создать не просто полезную вещь, но и красивую» — Ольга Старова, доцент кафедры «Металловедение и технологии обработки материалов»

По мнению древних народов, чёрные духи улетали в тот миг, как раздавался звон металла. Но особенно они страшились искр, что летели от сильно раскалённого железа.

Удивительно, что ювелиры 17 века в Бурятии умели, как никто другой, использовать богатство народного орнамента и древних символов. Их талант в декоративном искусстве ещё заключается в том, что из коренных народов Сибири, они были первыми, кто постигал тайны производства украшений из металла, самоцветов, перламутра находясь за тысячи километров от крупных цивилизованных центров. И не смотря на это, их западноевропейские современники искренне поражались мастерству отделки металла.
На сегодняшний день, интерес к традиционным видам народного промысла растёт. Одной из причин является то, что во времена больших производств и технологий, повышается ценность и дороговизна рукодельных и уникальных изделий

ИЗ БЕЗЖИЗНЕННОГО МЕТАЛЛА В ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА

НАШИ ДНИ

МЕСТО, ГДЕ РОЖДАЕТСЯ ИСКУССТВО

Нас встретили заведующий кафедрой «Металловедение и технологии обработки материалов» Владимир Мосоров и доцент кафедры Ольга Старова. Мы прошли по тёмному коридору мимо больших железных дверей и подошли к двери с кодовым замком. За ним был ювелирный класс.
За дверью мы видим творческую мастерскую с несколькими рабочими местами для студентов, где они могут работать над своими проектами. Небольшое уютное место с большим количеством света, необходимым для точной работы. У каждого студента есть своё оборудованное рабочее место с личными длинными светодиодными лампами, над ними — вытяжка, чтобы ребята не сидели в пыли. Так же над рабочими местами висят вспомогательные плакаты для комфортной работы и уже сделанные проекты. Мы ожидали увидеть немного другую картину: рабочая темная обстановка, много инструментов, «творческий бардак». Но всё оказалось не так. И любой элемент, что попадал нам в глаза, был неотъемлемой части целого.

В соседней ювелирной комнате девушки-студенты работали над своими дипломными работам. Над ними большие и яркие лампы, под рукой находятся все самые необходимые для этого дела вещи.

Студенты рассказывали нам про свою специальность с большим интересом. Для них это, в определённом смысле, совмещение технических и творческих навыков. В этой сфере мало зубрить химические элементы или изучать плотность материалов, нужно ещё уметь давать волю фантазии. 

Мы сразу же обратили внимание на стол, на котором лежит огромное количество инструментов: здесь и ювелирная пилка, скруглённые молотки разных размеров и для разных материалов, несколько видов плоскогубцев, зубило и многое другое.
Студенты подходят к нему и берут с собой в ювелирный класс те приборы, что им нужны. Поодаль от этого можно увидеть, так необходимые в этом деле, эскизы к будущим проектам! 

ЧТО СОЗДАЮТ СТУДЕНТЫ

По левую и правую сторону от входа мы увидели ещё две железные двери. Одна из них ввела в дополнительный отдел класса, другая – в самодельную, небольшую галерею ювелирных изделий. 

В комнате, что находилась по правую сторону от главной двери можно увидеть не менее, а то и более увлекательные экспонаты – ювелирные и сувенирные проекты ребят.

Так же и в 24 корпусе (корпус библиотеки) на первом этаже есть ювелирная выставка, где представлены некоторые работы студентов. Там есть как и ювелирные декоративные скульптуры, украшения так и сувенирные ножи!

Помимо сувенирных, там можно встретить и красивые ювелирные изделия: колье, серьги, кольца, подвески и многое другое.

В культуре всегда было особое отношение к ножам, как в пользовании так и в его создании. Ведь чтобы нож был хорошим, мастер должен воспринимать его как живое существо. 

Сегодня ребята по художественной обработки материалов, делают свои декоративные ножи. И делают их с той же скрупулёзной точностью, что и древние мастера.

Так же на территории университета есть несколько памятников, что сделали студенты этой кафедры.

Скульптура «Студент» находится в сквере возле ВСГУТУ. Её установили как подарок одному из ведущих вузов республики. Изначально студент сидел с ноутбуком. Но потом кто-то решил «осовременить» этот памятник. И теперь студент сидит с планшетом. Есть такая примета, что если нашему «студенту» натереть обувь, то вы сдадите сессию без «хвостов».

Статуя тигренка в 8 корпусе. Называется Бар, что в переводе с бурятского означает «Тигр». Он грызет гранит науки. Если студент перед сессией потрет лапки или нос тигренка и оставит монеты на учебниках по материаловедению, на которых сидит тигр, то обязательно сдаст экзамены. 

Скульптура изготовлена выпускниками 2008 года Надеждой Супониной и Юрием Цырендашиевым. 

Напротив 7-го корпуса находится памятник «Черепаха». Это небольшая скульптура, которая стоит на постаменте. На панцире черепахи с разных сторон римские цифры. Черепаха — символ мудрости.

Так же некоторые наши выпускники уже работают в частных мастерских и создают прекрасные ювелирные изделия.

 

ВСЁ НАЧИНАЕТСЯ С ЭСКИЗА

Ювелирные изделия представляют собой предметы искусства, что воспринимаются органами чувств и вызывают эмоциональное настроение. 
Но чтобы добиться такой реакции, необходимо ответственно подходить к созданию изделий ещё на этапе эскиза. Делать упор не только на форму конструкций, но и на культурные, эстетические и эмоциональные оттенки.

— Человек смотрит на украшение и думает: «Был придуман эскиз, а потом ювелир сделал модель». Но между «придумал» и «сделал» лежит целый мир.
Дело в том, что процесс создания любого ювелирного изделия содержит три основных этапа – это дизайн, проектирование и производство, — сказал нам заведующий кафедрой, Владимир Мосоров.

И по статистике, больше всего проблем возникает как раз при переходе от дизайна к проектированию, когда требуется представить окончательную форму изделия и согласовать ее с конструкцией.

Одна из студенток, Оля Ананина, показала нам свою дипломную работу. Мы были под впечатление от того, что студенты могут так мастерски воплотить настолько сложные проекты. 

Она сделала ювелирный гарнитур, он состоит из серег и многофункциональной броши, то есть можно снять иголку и это уже будет подвеска.
Гарнитур имеет интересное название «Просторы космоса» и выполнен в стиле «арт-деко».

Мы не смогли заснять весь процесс создания ювелирного изделия, но она рассказала и показала нам некоторые элементы создания.

Бумага, карандаш и воображение — самые первые инструменты, ведь без этого ни одно украшение так и не увидит свет.
Нарисовать эскиз не так уж и просто, как может показаться на первый взгляд.
Часто бывает, что выполнить задумку так, как вы её себе вообразили, не получается. Здесь нужно учитывать конструкцию изделия. Она может оказаться просто неустойчивой или невозможной с технической точки зрения. 
Когда вы начинаете рисовать эскиз, нужно понимать, что вы это делаете в области листа, то есть на плоскости, стараясь воссоздать модель в голове, в объёме. Рисунок всегда лишь набросок возможного вида изделия. 

Уже на стадии проекта решается, в какой технике будет выполнено изделие. Потому как техник великое множество и они абсолютно разные, будь то литье, филигрань или же выпиловка, как раз которой выполнен дипломный гарнитур. 

— После этого идёт подготовка материалов. У меня это медь и серебро. Медь чаще встречается в виде готовых листов и прутков. Поэтому медь у меня была листовая, её нужно было только прокатать на вальцах до необходимой мне толщины, — объясняет нам Оля. 

А серебро было ломом, который надо сначала сплавить в слиток. После чего полученный слиток также прокатывается в вальцах. Затем на лист металла приклеивается развёртка из бумаги. По ней с помощью ювелирной пилки выпиливаются детали, а потом потом детали между собой спаиваются.

После необходимо провести отбеливание, затем элементы обрабатываются специальными насадками для шифрования и полирования, после этого крепятся камни и изделия готово.

Материалы, что используют наши студенты для изготовления совершенно разнообразны: цветные металлы, сплавы на основе меди, метеоры и даже серебро! Но с золотом не работают, потому что для этого нужна лицензия.

Ольга Старова
Доцент

Настоящий ювелир сможет увидеть будущую форму в объеме ещё на стадии эскиза. Но даже профессионалы могут легко запутаться в сложности своей работы, и на помощь в такие моменты им приходят самые разные материалы: бумага, пластик и даже песок!

— Такое макетирование называется фор-эскиз – это форма первых замыслов. Ювелир пытается сделать общую форму изделия, это нужно для понимания пропорции. Так же она помогает чётко определить силуэт, — рассказала нам студентка 4 курса, Оля Ананина

КРАСИВО? ТЕХНОЛОГИЧНО!

Чтобы сегодня из необработанного материала сделать произведение искусства не хватит только одной чеканки. И поэтому на помощь к ювелирам приходит технический и цифровой прогресс!

В одной из комнат лаборатории нас привлёк большой оптический микроскоп. 
Это оптический микроскоп Neophot-21. Ювелиры обычно используют его при литье скульптур из бронзы. Он способен увеличивать изображение в линзе до тысячи раз! Нас это заинтересовало и мы захотели посмотреть на то, как он работает. 

В нём можно увидеть структуру и поверхность рельефа материала. Есть тёмные, есть светлые пятна — это неравномерность в микроструктуре, различные примеси. Это необходимо для анализа качества материала. Так же это помогает понять какие физические свойства имеет материал.

После каждой обработки материал изменяет свои свойства и это можно «прочесть» по его структуре.

Вместе с большими микроскопами они работают и с обычными. С помощью них можно так же измерять плотность материала, но менее точно. 
В то время как мы подошли, за ним работала аспирантка и высчитывала плотность материала.

Металлы используют в современно разных сферах: одни для самолётов, другие для декоративной функции на улице. И те и другие должны отвечать особым требованиям. Чтобы, например, сделать металл устойчивым от коррозии, нужно «закалить» его в печи под определённой температурой. 
Для этого и нужны лабораторные и полупромышленные печи. Высокотемпературная программируемая печь может нагреваться до 1200°C! 

Сегодня художественная обработка материалов стала той сферой, что может вбирать в себя культурное наследие того или иного народа. Она является для людей формой фольклорной связи. Это является одной из причин популярности этой деятельности в 21 веке, когда связь с прошлым уходит всё дальше. 
Но вместе с этим можно отметить и проблему развития художественной обработки в республике. В Бурятии нет «больших производств», и у мастеров появляется большой соблазн уехать в другой город для комфортной работы. Вместе с тем и отсутствие должного финансирования в университетах и колледжах не позволяет обновить оборудование, что тоже негативно влияет на развитие отрасли.
Но даже не смотря на такие явные проблемы, студенты нашего региона могут побеждать в различных конкурсах по всей России; развивать отрасль, открывая небольшие мастерские и создавать в них свои произведения искусства.

УХОД ЗА ЮВЕЛИРНЫМИ ИЗДЕЛИЯМИ

Драгоценные камни довольно сложны в чистике из-за того, что имеет разные свойства и особенности. Прежде, чем чистить драгоценный камень, вам нужно определить его твёрдость. К твёрдым камням (коэффициент твёрдости не ниже 5) относятся: бриллиант, изумруд, сапфир, рубин, аквамарин и так далее. Их вы можете без опаски чистить в растворе обычного стирального порошка с помощью губки или щётки. Камни, коэффициент твёрдости которых ниже 5 (лунный камень, малахит, бирюза и др.), необходимо чистить только в мыльном растворе, который содержит менее щелочную среду. 

В настоящее время в продаже имеется очень много специализированных жидких чистящих средств по уходу за ювелирными изделиями из золота, платины и серебра, как с бриллиантами, рубинами, так и с жемчугом, бирюзой и кораллами. 

МАСТЕРСКАЯ ВСГУТУ НАХОДИТСЯ В 7 КОРПУСЕ

Автор: Алексей Малыгин. Проект выполнен в рамках выпускной квалификационной работы по направлению «Журналистика»

Понравилось это:

Нравится Загрузка...
%d такие блоггеры, как: