В этом материале мы разберем кто такой омбудсмен, чем занимается уполномоченный по правам студентов и попытаемся ответить на поставленный вопрос.
Кто такой омбудсмен?
Должность омбудсмена впервые возникла в Швеции в XVI веке. Назначенный контролировал судебных чиновников. В наше время — это гражданское или должностное лицо, которое следит за соблюдением справедливости и защищает права граждан.
Студенческий омбудсмен в России
Должность уполномоченного по правам студентов Российской Федерации появилась в 2012 году при поддержке министра образования РФ Дмитрия Ливанова. На Всероссийском студенческом форуме состоялись выборы омбудсмена, им стал председатель общероссийской общественной организации «Российский студенческий союз» Артем Хромов — выпускник МГУ по специальности «Журналистика». В прошлом году он досрочно сложил полномочия.
Вузовские омбудсмены назначаются Хромовым, но иногда избираются студентами. 18 сентября 2016 года в российских вузах прошли выборы уполномоченных по правам студентов. Выборы омбудсменов были запланированы в 2016 году в 295 вузах России, однако состоялись лишь в 44.
Обязанности
В обязанности студенческого омбудсмена входит правовое просвещение и формирование активной гражданской позиции студентов, контролирование прав и интересов обучающихся, ведение анализа и мониторинга актуальных потребностей, работа с обращениями студентов.
Часто нарушаемые права студентов
В интервью студенческого журнала «ТМ student» Артём Хромов рассказывает, какие проблемы больше всего волнуют студентов, куда обратиться за помощью и многое другое.
Среди множества проблем он выделяет: «Вымогательство взяток (п.3 ст.43 Конституция РФ), незаконное принуждение к отработкам (ст.37 Конституция РФ), выселение из общежития на лето, отказ предоставлять постдипломные каникулы, личная неприязнь и оскорбления со стороны преподавателей, задержка стипендий, комендантский час в общежитиях».
В настоящий момент работает электронная приёмная на сайте (http://stadombudsman.ru), приёмная в социальной сети ВКонтакте (http://vk.com/studombudsman) и горячая линия (8-800-333-91-94) для студентов и аспирантов по вопросам правового консультирования и поддержки.
«Мы никогда не разглашаем персональных данных студентов, которые обращаются к нам. За всё время деятельности не было ни одного случая, когда мы бы выдали студента, который попросил остаться инкогнито. Конечно, это усложняет работу, но главная задача – защитить студента»,- рассказал в интервью Артём Хромов.
Мы провели опрос среди студентов ВСГУТУ и выяснили, нужен ли им студенческий омбудсмен.
Ева Магдеева (технологический колледж, 2 курс)
— Да, я хотела бы, чтобы он был. У студентов существуют различные конфликты с преподавателями. Нужен человек, который бы это контролировал и помогал студентам защищать свои права. Да, и ещё — почему студентам нельзя опаздывать на пары, а преподавателям можно?
Аюр Чуванов (ЭТФ, 1 курс)
— Лично мне он не нужен. Хоть я и студент первого курса, но всё-таки постараюсь, чтобы в дальнейшем у меня никаких трудностей не было. Омбудсмен — это не новая профессия, если бы он был нужен, такая должность уже давно бы была введена в нашем университете. Если у студентов какие-то проблемы, то, мне кажется, они не будут просить помощи у другого человека, а постараются решить всё сами.
Данзан Зарбаев (таможенное дело)
— Да, я не против появления этой должности в университете. Я хочу, чтобы меня защитили от табачного дыма. Студенты сплошь и рядом курят!
Аноним (юридический факультет, 2 курс)
— Я считаю, что он нужен: многие студенты очень замкнуты в себе, не каждый может общаться в коллективе. Я хочу, чтобы студенческий омбудсмен помогал ребятам, неуверенным в себе.
Большинство ребят, даже те, которые не попали в этот материал, говорили о конфликтах. Из-за чего всё это?! Потому что люди по отношению друг к другу стали нетерпеливы, злы и необъективны. Как бы смешно это не звучало, но закончить материал мы хотим словами Кота Леопольда: «Давайте жить дружно!».
Настя Титова, Катя Тютрина.
Последние комментарии