В Бурятии 9 ноября Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления окончательно перешёл на дистанционное обучение вплоть до 17 января. На сегодняшний день большинство вузов осуществляет образовательную деятельность посредством дистанционных занятий. Недавний скандал МГУ с его студентами, которые пытались компенсировать стоимость обучения, сделал возможным признание дистанционного формата полноценным видом учёбы наравне с очной и заочной формой обучения. Но так ли качественны знания, полученные подобным способом?
Насколько это удобно
Во ВСГУТУ один из студентов «Журналистики» Кокорин Егор половину первого курса провёл дистанционно, а в новом учебном году проучился очно чуть меньше двух месяцев.
– Такой формат мне не нравится. Моя специальность предполагает активное живое общение и мобильность, а учиться социальному взаимодействию в четырёх стенах, согласитесь, не очень-то комфортно. Качество связи постоянно хромает, веб-камера есть не у всех, а связаться с некоторыми преподавателями вне запланированных пар бывает затруднительно. Мне кажется, неудобств много, и если бы не карантин, я бы предпочёл ходить в универ.
Сейчас студенту вновь предстоит сдавать экзамены и закрывать сессию дистанционно. Платить за учёбу приходится столько же – государство не планирует вынуждать университеты менять цены во время эпидемии.
Арапова Анна, одногруппница Егора, также настроена скептически:
– По-моему, дистанционное обучение неполноценно и малоэффективно. Чтобы усвоить информацию, человеку необходим зрительный контакт, которого на «дистанционке» нет. Конечно, всё зависит от людей, от их желания учиться, но так у большинства оно может быстро пропасть. Ещё один минус «дистанционки» в том, что нужно постоянно сидеть перед монитором, соответственно ухудшается зрение и возникают другие проблемы со здоровьем.
Однако мнения всё же разделяются. Студент «Зарубежного регионоведения» того же университета Святослав Алексеев считает новшество вполне удобным:
– В целом всё нравится. Можно вставать за 5 минут до пары и не опаздывать. Лично у меня нет проблем с восприятием информации, разве что скучно иногда бывает. Все материалы сбрасывают в «тимсе», и вся ответственность на тебе. Изучил – молодец, нет – ну, твои проблемы.
Студентам медицинских институтов приходится тяжелее – сказывается специфика специальности:
Мария Панина, первокурсница СибГМУ:
– Безусловно, огромный минус в том, что мы теряем все шансы приобрести хоть какие-то практические навыки. Тяжело с такими предметами как химия, биология, анатомия, где требуется работа с дополнительными материалами, препаратами. Нам приходится учиться по картинкам и видео. Но любому известно, что реальность ох как далека от картинок в учебнике. Как первокурсники мы, наверное, страдаем в меньшей степени, но для студента медицинского отсутствие практики всегда крайне плачевно.
Дария Чумакина, 3 курс СибГМУ:
– Очень неудобно обучаться дистанционно. Нет возможности работать руками, разглядывать самостоятельно препараты. На некоторых дисциплинах мы вынуждены находить неординарный выход из ситуации. Так на хирургии мы делали повязки своим родственникам и тем, кто с нами находится. Но пройти реальную практику, для которой необходимо специальное оборудование, не представляется возможным. Всё рассказывают на словах, но ведь нам важно смотреть живьём и пробовать лично!
Преподаватели видят проблему с другой стороны.
– К дистанционному обучению можно относиться по-разному, но, полагаю, в нынешних реалиях его остаётся только принять и порадоваться, что есть возможность продолжать работать в таком формате. Конечно, дистант требует больших усилий, имеются сложности, могут возникнуть проблемы с сетью и т.п. Просто относиться к такой форме работы и преподавателям, и студентам нужно очень серьезно. Но рассматривать такой вариант хочется только как временный, поскольку живого общения ничто заменить не может, — считает Юлия Варфоломеева, преподаватель ВСГУТУ
– Очень переживаю, что простое перенесение лекционного формата в дистант – не самая правильная стратегия. Я люблю формат, когда можно перемежать подачу материала с диалоговыми вставками, задавать студентам вопросы на рассуждение. Ты можешь обвести аудиторию взором, посмотреть в глаза, заметить какую-то реакцию, зацепиться за неё и начать раскручивать ученика на выражение его мнения. В дистанте же в ответ на вопросы – тишина, за исключением пары активных студентов. Из плюсов, разве что, не нужно рано вставать, когда ведёшь с первой пары в 8:30. Я живу далеко от университета, практически за городом, и даже при наличии собственного авто, учитывая утренние пробки – приходится рано выезжать, а вставать, соответственно, и того раньше. Теперь же вполне уместно встать за час, сделать свои дела и подойти к компьютеру, — рассказывает Кирилл Иванов, преподаватель ИГУ
Кому это выгодно
В общей сумме более 200 вузов одной только России перешло на дистанционное обучение. Тенденция наблюдается по всему миру, так, например, в Швеции до сих пор закрыты все гимназии. Очевидно, что из-за таких изменений в системах образования спрос на площадки для осуществления дистанционных занятий вроде Zoom и Microsoft Teams за месяцы вырос десятикратно.
Так, согласно официальному финансовому отчёту сервиса видеозвонков Zoom за третий квартал 2020 года, чистая прибыль компании увеличилась до $198,4 миллиона — чистая прибыль компании выросла в 90 раз за год. Также увеличилось количество подписчиков платных услуг — на конец третьего квартала у серивиса было около 434 тысяч корпоративных клиентов с числом сотрудников более 10. Это почти в пять раз больше, чем годом ранее.
Несмотря на обширные расходы на увеличение количества облачных серверов, жалобы пользователей, в частности студентов и школьников, показывают, что комфортность таких сервисов всё ещё оставляет желать лучшего.
Как это происходит
Мы решили рассмотреть процесс проведения дистанционного занятия на платформе Microsoft Teams, участвовав в нём лично. Во вкладке «команды» расположены отдельные комнаты, состоящие из студентов и преподавателей. В каждой комнате есть собственный чат, настраиваемое хранилище файлов и возможность начать собрание.
Во время пары мы отвечали преподавателю по микрофону, который периодически отключали, щёлкая по специальному значку, чтобы не отвлекать друг друга посторонними фоновыми звуками. На платформе предусмотрена возможность включить камеру, но на этом занятии необходимости в этом не было. Также можно воспользоваться функцией «поднять руку», чтобы подать присутствующим на собрании визуальный сигнал. Это, безусловно, повышает интерактивность, позволяя реагировать на действия преподавателя, не имея микрофона.
У программы, однако, есть существенный минус – нельзя отдельно настроить громкость каждого участника собрания. Так одних студентов было слышно слишком громко, других – слишком тихо. Мало того, из-за особенностей сетевого кода приложения громкость одного и того же участника, в частности нашего преподавателя, могла периодически меняться. Подобные, казалось, мелочи иногда мешали восприятию информации и приводили к неловким моментам: перебивать человека, чтобы сообщить ему о проблемах со связью, вызывало дискомфорт.
Дистанционный формат всё-таки доставляет определённые неудобства. Усвоить материал действительно можно, но не без трудностей, которые чаще всего вызваны несовершенством сетевого подключения. Отсутствие вербального и тактильного взаимодействия всё ещё оставляет у нас сомнения в равнозначности такой формы обучения с очной и заочной.
Как сделать учёбу комфортнее
Вирусологам удалось установить, что COVID-19 действует циклично. Согласно их прогнозам, точную дату, когда вирус ослабнет и студенты смогут без опасок вернуться к очному посещению, установить невозможно. Это значит, что дистанционный формат занятий продолжит набирать обороты и привлекать новые учебные заведения по всему миру. Возможно, что даже когда карантинные меры будут сняты, такая форма закрепится за государственными вузами и по ней будут полноценно осуществляться программы высшего образования.
Напоследок мы дадим несколько советов, которые могут сделать ваш опыт «дистанционки» более удобным:
— Просыпайтесь как минимум за час до первого занятия. Соблазн проснуться прямо перед парой велик, но, поверьте, польза от занятия в таком состоянии будет минимальной.
— Записывайте лекции и семинары. Речь идёт об электронной записи собрания, которая предусмотрена в некоторых сервисах. Вы сможете легко перемотать повтор на нужный момент и прослушать слова преподавателя ещё раз, что может помочь, например, во время подготовки к экзамену.
— Если вы сидите с компьютера или ноутбука, обязательно настройте микрофон. В интернете полно инструкций, как за пару минут легко отрегулировать громкость приёма устройства. Ваши коллеги будут благодарны.
— Готовьте еду заранее. Не дайте домашней обстановке себя обмануть: во время дистанционных пар у вас, скорее всего, не будет возможности на полчаса отойти к плите и спокойно пообедать.
— Разминайтесь на перерывах! Не забывайте вставать с места и хоть немного двигаться, это поможет взбодриться перед парой и предотвратит проблемы со здоровьем.
Юра Степанов, Антон Орлов.
Последние комментарии