В последние годы граффити все чаще стали украшать городские улицы. И это не незаконное раскрашивание молодежью пустых стен, а культурная политика города, когда специально приглашают художников для оформления переулков, гостиниц и даже школ. Чтобы разобраться в этом виде уличного искусства, мы решили поговорить с основателем творческого объединения «У-У Точка» Валентином Мокрий и заведующей кафедрой «Конструирование, дизайн и технологии» Татьяной Бекетовой.
История граффити зародилась давно. Началась она с сообщений, которые представители нью-йоркских банд оставляли на улицах города. Расцвет уличные росписи получили в 50-60-х годах в Америке. А в Россию пришли в конце 80-х и стали популярными в 2000-е. Отношение к ним всегда было неоднозначным. Отчасти и сейчас их воспринимают, как акт вандализма, но граффити завоевали свое место в современном искусстве.
– Граффити в классическом понимании – это шрифтовое наполнение. Так как многие люди не могут понять, что написано, нарисовано, то воспринимают, как хулиганство и порчу имущества. В нашем городе сложилась, в том числе и благодаря нашим усилиям, довольно хорошая ситуация и отношение к граффити. Мы находим молодежь, которая увлекается этим, рассказываем им, что это такое, что есть культура граффити, почему не надо «теггать» (быстро и нелегально рисовать – прим.авт.) где попало, чем это чревато для тебя, как для художника, который хочет заниматься этим в дальнейшем. Поэтому в Улан-Удэ мы делаем качественные и стильные рисунки, не занимаемся «бомбингом» (бесконтрольное граффити на запрещенных объектах – прим.авт.) и «теггингом» в неположенных местах и думаем о преемственности поколений, – рассказывает Валентин.
Валентин Мокрий – председатель региональной общественной организации экстремальных видов спорта и уличной культуры. Он объединил в сообщество молодых людей, которые увлекаются граффити, диджеингом, хип-хопом, брейк-дансом, скейтбордом. Сегодня его творческое объединение «У-У Точка» занимается организацией и проведением культурных мероприятий, обучающих мастер-классов для молодежи, реализует социальные стрит-арт-проекты. Ребята создали несколько значимых граффити в городе, оформили переулок Намжила Нимбуева, стены Центра современного искусства «Залуу», фасад на Смолина ко Дню Победы и активно сотрудничают с владельцами бизнеса на коммерческой основе.
Также оформлением улиц города занимаются и студенты кафедры ВСГУТУ «Конструирование, дизайн и технологии», авторству которых принадлежит несколько красивых граффити на городских улицах и территории вуза.
– Сегодня граффити однозначно воспринимаются, как искусство, часть современной культуры. Если раньше это было в новинку, и уровень граффити оставлял желать лучшего, то сейчас люди уже ждут появления новых объектов в нашем городе. В нашей климатической зоне дефицит природных ярких красок, а граффити не только притягивают взгляды, но и скрывают недостатки городской среды. Отношение к ним действительно поменялось, появилась определенная насмотренность у людей, сформировался вкус у молодого поколения, – отмечает завкафедрой Татьяна Бекетова.
«Перо» уличного художника – баллончик краски или даже банка самой обычной «водоэмульсионки» и кисти. Критерии, которые позволяют отличить искусство от хулиганства, для Татьяны Сергеевны – это, в первую очередь, эстетическая привлекательность, качество исполнения, подготовленность самих художников.
– Если хорошая задумка сделана плохо, то это не искусство. И, конечно, граффити должны нести смысл, быть выполненными на высоком уровне, – говорит она.
– Когда мы работаем с молодежью в рамках фестивалей, мы их контролируем, что-то подсказываем, помогаем, задаем тематику, создаем общую композицию – стараемся сделать красивую и качественную работу, чтобы она понравилась и обывателям, и котировалась на российском уровне у профессиональных художников. Граффити – это искусство тогда, когда ты вложил все свои умения, время и даже материалы. А если ты вышел, сделал «пятиминутку», не прорабатывая концепцию будущего рисунка, – это что-то другое, но точно не искусство, – считает Валентин. – Мы не занимаемся вандализмом, мы рисуем размеренно, спокойно, наращивая качество, неважно в интерьере ли, на улице ли, мы прокачиваем скиллы и делаем рисунки красивее, лучше, стильнее и качественнее. Мы занимаемся искусством.
В последние несколько лет в Улан-Удэ стали чаще появляться интересные объекты стрит-арта, привлекая внимание жителей и гостей города.
– Мне нравится работа в подземном переходе на Ключевской, интересно оформлены опоры автомобильных развязок возле Центрального рынка и «Бизнес-инкубатора», где соединились традиции и современность, представлена этническая тематика, – делится впечатлениями Татьяна Сергеевна.
Большинство рисунков как раз выполнены художниками «У-У Точки».
– Любимых работ в городе у меня нет. Работа мне нравится в тот момент, когда я ее заканчиваю. Я ее рисовал день-два, сфотографировал, потом пришел домой, начал рассматривать… И понимаю, что здесь надо было по-другому, здесь в другой технике, другим цветом. Мне работа нравится буквально пару часов. А потом я еду и делаю другую, в которой стараюсь учесть свои ошибки. И история повторяется, – говорит Валентин.
Удивительно, но, в отличие от Иркутска, где граффити – скорее адреналиновый и противоправный досуг, в Улан-Удэ они становятся частью культурного кода. Художники ставят своей целью красиво встроить работу в облик города, не портя здания, а украшая их. Ребята из «У-У Точки» благодаря грантам реализуют свои идеи, проводят фестивали, даже вкладывают собственные средства, чтобы сделать столицу Бурятии привлекательнее, проводят мастер-классы для молодежи.
– У нас есть группа в соцсетях, на которую подписана увлекающаяся граффити молодежь разных возрастов от 14 до 25 лет. Из-за больших цен на краску и недоступности материалов молодежи сложно заниматься этим. Они «скетчат» дома, но практики – заниматься этим на улицах – у них нет. Мы задумываемся над этим, организовываем для них скетч-баттлы, отзываемся на каждое предложение провести мастер-класс на подростковом мероприятии или фестивале, чтобы, с одной стороны, рассказать, что есть такое направление в Улан-Удэ, что есть ребята, которые котируются в России, ездят на разнообразные фестивали, а, с другой, чтобы популяризировать наше направление, дать толчок для развития подростка. Нас очень часто приглашают, в этом году я посетил Сочи, Ставрополь, Новосибирск, Москву. Также важна преемственность поколений, чтобы не потерять культуру граффити, как случилось с брейк-дансом и как сейчас происходит с экстремальными видами спорта. Нужно передавать свою жизненную позицию молодежи, делиться лайфхаками, скиллами, чтобы они подхватывали и продолжали работу. Это будет продуктивно и для развития современной культуры, и для продвижения Бурятии в мировом пространстве, – рассказывает Валентин.
Граффити давно перестали быть просто надписями на стенах, они меняют облик улиц, приносят в них яркость и оригинальность, преображают скучный пейзаж и серые строения. И то, что сейчас они активно и, главное, эстетически распространяются в Улан-Удэ, – заслуга ответственных художников и педагогов, которые смогли вывести граффити из нелегальной деятельности в ранг значимого для города искусства.
– То, что стрит-арт развивается в Бурятии, это здорово и очень хорошо, хотелось бы больше поддержки со стороны предпринимателей, администрации, чтобы появилось понимание, что в Улан-Удэ есть классные и профессиональные художники, готовые работать на благо города. На весну у нас запланирован совместный проект с Зорикто Доржиевым и музеем им.Сампилова, – продолжает Валентин.
– Искусство стрит-арта не такое вечное, как хотелось бы. Этим оно и прекрасно, в том числе, потому что постоянно идет обновление городской среды. Я только за, чтобы оно развивалось, было поддержано на всех уровнях, чтобы молодежь вовлекалась, так как для них это способ самовыражения, – резюмирует Татьяна Бекетова.
Последние комментарии