В романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» поставлены вечные вопросы нравственного характера. Кем является главный герой: преступник или жертва? Главный герой Родион Раскольников описывается как очень нервный и подавленный юноша, на протяжении всего романа он находится в тяжелом душевном терзании и сомнении. Отчасти к такому состоянию его привели: «каморка», в которой он живет, нищета и атмосфера гнетущего Петербурга. Тем не менее, он не ищет от этого избавления активными действиями, Раскольников лишь еще более ухудшает свое положение, чтобы решиться на отчаянный и грешный поступок – убийство. Родион очень долго вынашивал эту идею, готовясь к убийству старухи с хладнокровием, и со временем убеждал себя, что есть много других причин, но единственно важной, по моему мнению, причиной является проверка самого себя. Он считал, что есть «избранные» люди, которые имеют право преступить закон. Родион причислял себя к категории «избранный», и убийство старухи было своеобразной проверкой самого себя. В этом и есть преступник в Раскольникове, он отмахивается от ценности человеческой жизни, пытаясь возвысить себя до Наполеона, он принижает моральные ценности и отрекается от всякой жалости. Жестокий и хладнокровный убийца совершает преступление. Но это только одна сторона натуры Раскольникова. Другая же, жертва собственных иллюзий и слабостей. Совершая преступление, Родион совершает и над собой насилие, как бы переступив в этот момент не только через закон , но и через себя. Всё время от спешных приготовлений до убийства он был готов бросить все и сбежать подальше от этой безумной идеи. Но преступник взял вверх и претворил свой страшный и безнравственный замысел
Раскольникова. Как низко пал Родион, молодой человек практически душевно изувечил себя душевно, пытаясь доказать самому себе теорию о неравенстве люде и неравных для них законах. В любом случае оправдания преступлению главного героя нет. Как и говорила Соня Мармеладова, что человек не вошь, и Раскольников не имел права убивать человека. Тяжелые моральные страдания были для него настоящим наказанием и испытанием, которые, по мнению автора только и могли спасти главного героя. Человеческая жизнь – самое святое в романе , и никто не вправе ее отнимать по каким-либо причинам, иначе человека постигнет наказание.
Последние комментарии