Проводник пассажирского вагона самая романтичная, но в тоже время сложная профессия. Как стать проводником, какие обязанности, какие нюансы работы и многое другое вы узнаете в этой статье.
Трудоустройство
Чтобы студенту работать проводником пассажирского вагона, необходимо вступить в Российские Студенческие Отряды. Что мы и сделали. 17 февраля открылся набор, мы записали короткий видеоролик, выучили всю терминологию, подготовили необходимый пакет документов и пришли на собеседование. Через неделю были опубликованы списки на зачисление в ряды студенческих отрядов. С этого момента мы являлись бойцами РСО.
Затем у нас прошло собрание, на котором мы познакомились с командиром, комиссаром, мастером отряда, а также с другими бойцами студенческого отряда проводников «Экспресс».
Следующим этапом нашей подготовки на работу в период летних каникул было обучение. Оно проходило дистанционно в виде лекций, тестов, зачетов и экзамена. Длилось обучение месяц.
Параллельно с обучением у нас проходило медицинское обследование. На железную дорогу берут здоровых людей (хорошее зрение, острый слух, здоровое сердце и т.д.).
31 мая состоялось открытие летнего трудового семестра — главное мероприятие бойцов РСО. Этот день — начало работы всех отрядов.
Вскоре нам выдали транспортное требование РЖД, которое позволило бесплатно добраться до места работы. В этом году наш отряд работал в Москве в депо Москва — Николаевка. Добирались мы на скором поезде №1/2 «Россия» Владивосток — Москва. Весь путь занял 3 дня 22 часа.
По приезде нас встретил инструктор РСО, проводил до резерва проводников, после этого, начался долгий процесс трудоустройства. Куча заявлений, справок, документов, анализов должен предоставить каждый будущий работник железной дороги.
Стажерский рейс проходил на скором поезде 120/119 Москва — Саранск. В пути следования мы, под наблюдением опытного проводника, проводили посадку пассажиров, вели учёт реализации чайной и сувенирной продукции, следили за оборудованием вагона, проводили уборку санитарных комнат. По окончании рейса мы успешно сдали экзамены: «Охрана труда», «Правила технической эксплуатации», «Пожарная безопасность», что означало допуск к самостоятельным рейсам.
Рейсы
За весь трудовой семестр мы съездили в 12 рейсов: Саранск, Лабытнанги, Ейск и Анапа. Казалось бы, нам повезло, ведь мы попали на «морской рейс», но на этом все прелести данного направления заканчиваются. Маленький перестой, из-за которого нам не удавалось сходить на море, перевозка организованной группы детей (ОГД), которых необходимо было обслуживать, что не входило в наши обязанности. И только лишь поезд, который отправлялся с киевского депо, предоставил нам возможность дважды побывать на море.
Обязанности
В обязанности проводника пассажирского вагона входит:
— прибыть в резерв проводников на инструктажи;
— принять вагон: проверить наличие мягкого и жесткого оборудования по книгам;
— дважды проверить наличие проездного документа и документа удостоверяющий личность;
— выдача постельных принадлежностей;
— поддерживать комфортную температуру в вагоне;
— поддерживать чистоту вагона и санитарных комнат;
— реализация чайной / сувенирной продукции;
— следить за работоспособностью вагонного и подвагонного оборудования;
— заполнение отчетной документации;
— и многое другое.
Интересные случаи
За время поездки произошло очень много интересного. Начиная от разноса еды организованным группам детей с 11 вагона на первый, заканчивая срывом стоп-крана.
Екатерина Стрелкина: история о поездке с вахтовиками.
Рейс с вахтовиками был буйным и каждый день ко мне приставал один из них. В один момент, на станции я не выдержала и рассказала о том, что в вагоне находятся люди в нетрезвом состоянии, которые мешают остальным пассажирам и отвлекают меня от работы, на что начальник провел им профилактическую беседу и дал четко понять, что если такое поведение не прекратится, то на следующей станции их высадят.
По окончании станции ко мне подошел вахтовик и начал высказывать свои недовольства по поводу слов начальника. Наш разговор завершился на радостной ноте, тему распития алкоголя и слов начальника мы закрыли под предлогом, что они выкидывают все свои запасы алкогольной выпивки в мусорный бак и не мешают пассажирам. Когда они вышли на своей станции «Низовка», то я обнаружила, что в их купе не хватает двух пледов, 1 комплекта постельного белья, 4 вилок и 2-х стаканов, которые они разбили. Следовательно, это все будет вычитаться у меня из зарплаты. Потратила на покупку этого инвентаря я около 4 тысяч рублей. После этой ситуации, я была более внимательна и обходительна по отношению к пассажирам, а нетрезвых людей попросту не допускала к посадке. Это послужило мне хорошим опытом.
Даниил Герасимов: предложение руки и сердца.
Это случилось в рейсе Анапа — Москва. Ко мне пришел на посадку молодой человек. Как оказалось, это моряк, который возвращался со службы. После отправления он попросил оставить на хранение свою форму и большой букет цветов. По прибытии на конечную станцию, парня встретили родители, друзья и девушка. Букет был для нее. После красивой речи, парень достал кольцо и сделал своей любимой предложение. Она конечно же согласилась. Родные, пассажиры, а также я были удивлены и начали аплодировать.
Екатерина Стрелкина: история о том, как я лишилась премии.
На одной из станций, я выпустила пассажиров покурить, произвела посадку и высадку. Во время стоянки я зашла в вагон, чтобы надеть бойцовку (куртку, часть форменной одежды), так как было прохладно. За время моего отсутствия, по платформе проходили инструкторы с проверкой и застали одного из моих пассажиров, курящего на откидной площадке. После отправления со станции, меня вызвал начальник и сказал писать объяснительную. По этой причине я была лишена премии. Поэтому можно сказать, что в рейс Москва-Лабытнанги, я съездила себе в убыток.
Даниил Герасимов: история о срыве стоп-крана.
Эта история произошла тогда, когда мы работали крайний раз на рейсе Москва – Лабытнанги. Это единственный рейс, на котором я работал штабным проводником. Возвращаясь в Москву, поезд стоял на станции Ухта. Стоянка поезда 10 минут. В момент отправления поезда, провожая станцию, мной был сорван стоп-кран по причине «угроза жизни пассажира». Пассажир с соседнего вагона опоздал на поезд, прибежал к моему вагону, начал хвататься за поручни и пытаться запрыгнуть в вагон. Я был вынужден провести экстренное торможение поезда.
Екатерина Стрелкина: история, о том, как я чуть не осталась на платформе.
За 30 минут до станции Шахтная, я предупредила выходящих пассажиров, чтобы собирали вещи. После высадки я пошла прогуляться до соседнего вагона, так как думала, что стоянка 12 минут и можно пройтись, подышать свежим воздухом.
Но стоило мне сделать пару шагов, как я услышала стук колес и увидела, что наш поезд тронулся. Поэтому мне пришлось запрыгивать к себе в вагон.
Как оказалось, станция была не 12 минут, а всего 2.
Ночевать в вагоне – это круто
Один из самых запоминающихся моментов в стажерском рейсе Москва-Саранск, потому что ночью был большой перестой. Это были не забываемые ощущения, целый вагон в твоем распоряжении, никого постороннего нет. Остается подготовить вагон к посадке: пересчитать и разложить белье, прибрать туалеты, развесить занавески и заниматься своими делами. Это не сравнится с общежитием, в которое нас заселили, тут совсем иная атмосфера. До самого утра мы рассказывали истории и смеялись.
Море
За это лето нам удалось побывать 6 раза в Анапе и два раза искупаться в Черном море. Один раз, мы с нашей напарницей с соседнего вагона за полтора часа убрали два вагона, купили небольшой перекус на рынке и пошли купаться. Вода была теплая, погода солнечная, играла музыка, мы отлично провели время и отдохнули. Когда до посадки осталось меньше часа, мы начали быстро собирать вещи и вызывать такси. Приехали на вокзал, когда оставалось приблизительно 20 минут до посадки. Проблема была в том, что наш состав еще не притянули и поэтому картина была следующая: мокрые, не переодетые и неподготовленные проводники с 1 по 6 вагоны стоят на платформе вместе с пассажирами и ждут состав. Его притянули лишь за 6 минут до того, как мы должны открывать двери и с улыбкой на лице осуществлять посадку пассажиров. Это была самая быстра подготовка к посадке в нашей жизни. За 3 минуты было разложено 36 комплектов постельного белья и подключено устройство, по которому проводник проводит посадку пассажиров.
Советы
- Будьте доброжелательны к пассажирам. Решайте проблемы в сторону пассажира. Проводник – лицо ОА ФПК РЖД. За добросовестный труд, пассажир может оставить положительный отзыв, что положительно повлияет на премию.
- Не разрешайте пассажирам находиться в тамбуре.
- По любым вопросам обращайтесь к начальнику поезда.
- Реализуйте чайную/сувенирную продукцию по регламентированным ценам.
- Проводите уборку вагона и санитарных комнат так, чтобы это видели пассажиры.
- Работайте по инструкциям.
Нюансы
Нюансы есть в каждой работе, у проводников не исключение.
Во-первых, будьте готовы к тому, что иногда техника может выходить из строя и порой необходимо прибегать к старым дедовским способам. Так, например, если у вас сгорят тэны в кипятильнике, его необходимо растопить самостоятельно с помощью брикетов и угля, а также поддерживать кипяток.
Во-вторых, нужно быть готовым к тому, что пассажиры или же проводники с соседних вагонов могут украсть мягкое и жесткое оборудование. Чаще всего это ложки, стаканы с подстаканниками, пледы, полотенце. Пассажиры любят забирать на память, а вот проводники такими действиями покрывают свою недостачу, чтобы не вычли из зарплаты.
Что касается чайной / сувенирной продукции, если забыл взять деньги у пассажира, неправильно дал сдачу, или же попросту не уследил за товаром, и кто-то взял его бесплатно, то недостачу платит сам проводник.
В-третьих, нужно знать, что эта работа не для брезгливых, так как в обязанности проводника входить поддержание чистоты в вагоне. Нужно мыть полы, пылесосить коврики, если ты едешь в купе, протирать зеркала и пыль, вытаскивать мусор из контейнеров, мыть унитазы и раковины, а также быть морально готовым к тому, что придется очищать поверхности от рвоты и засохшую зубную пасту.
Даниил Герасимов, Екатерина Стрелкина.
Последние комментарии