В рубрике «Наши люди» мы продолжаем рассказывать о выдающихся выпускниках нашего университета. Сегодня представляем вам интервью с мэром Улан-Удэ Александром Голковым.
— Здравствуйте, Александр Михайлович! Вы учились во ВСГУТУ, в ваше студенчество это был ВСТИ. Окончили его с красным дипломом, учились в аспирантуре и даже стали соавтором изобретения (двигателя. — Прим. ред.). Одним словом, наш человек. Скажите, как получилось так, что вы не работаете по специальности, которой посвятили всю свою малую научную деятельность?
— Дело в том, что я половину своей жизни отработал на производстве. Поэтому я работал по специальности и осваивал смежные профессии. Это и электрик, и тепловик, и автомеханик. А сегодня люди доверили такую важную должность как мэр города Улан-Удэ.
— Но все-таки вам приходилось помогать водителю ремонтировать авто, дома можете сами что-то починить в своей машине?
— Не только приходилось. Я этим профессионально занимался в студенческие годы. Я недавно знакомому дома разобрал карбюратор. Две недели назад его собрал. До сих пор прекрасно помню все подетально. То есть с закрытыми глазами сейчас всё это сделаю.
Первый автомобиль у меня был «Москвич-412». Уж поверьте, кто имел этот автомобиль, тот в машинах хорошо разбирается.
— То есть с закрытыми глазами можете на ощупь определить деталь машины?
— Все помню хорошо. Сложностей-то никаких нет. Ведь это же сноровка, практика. Гайки крутить дело не хитрое, но надо уметь работать просто. Самые образованные инженеры – это двигателисты. А наша кафедра называлась просто «Автомобили и автомобильное хозяйство». Мы, кстати, рисовали все вручную, а сейчас современные студенты используют «AutoCad». У меня был проект — двигатель ЯМЗ-236 от МАЗ. Поперечный и продольный разрез всего двигателя надо рисовать карандашом один к одному. Это склеиваешь три 24-х формата, по полу ползаешь и чертишь. Вот когда нарисуешь его, на всю жизнь запомнишь.
— А в студенчестве у вас была машина?
— Нет, в студенчестве не было. Студенты тогда машин не имели. Но у нас был клуб, где мы готовили автомобили для шоссейных гонок, поэтому все потихонечку занимались.
— Чем еще занимались студенты помимо учебы?
— В то время, когда я учился, происходило становление кафедры автомобилей. Тогда мы своими силами стендовый зал строили. У нас появлялось оборудование, и делалось все не руками привлеченных специалистов, а руками студентов. И кафедра, которая сейчас построена в технологическом университете – 7а корпус. Эту кафедру мы строили сами, во внеучебное время. Сначала учились, потом достраивали.
— Весь корпус построен руками студентов?
— Да. Обратите внимание, как там кирпичи сложены, и сразу поймете, кто строил. Но сделано очень крепко. Цемента мы не жалели. Тогда это было очень распространенное явление (участие студентов в стройках. — Прим.ред.), и я должен сказать, что для инженера это большой опыт.
— Вы окончили аспирантуру в Москве, почему не остались там? Сейчас многие используют любую возможность, чтоб сбежать в столицу.
— Где родился, там и пригодился. Когда я защищал диссертацию, это был 1991 год, очень непростые явления происходили в нашей стране и общественные, и социально-политические. И тогда всем казалось, что наука нашей стране уже не нужна. Поэтому многие институты приказали долго жить. Каждый был предоставлен тогда самому себе, и надо было находить свое место под солнцем. Тем не менее, я пять лет своей жизни, учитывая год работы в технологическом университете, посвятил преподавательской деятельности.
— Кандидатская степень у вас есть, а пойдете за докторской?
— Нет, а зачем? Люди должны защищать диссертацию, если они занимаются этим, а всё остальное от лукавого. Работая на административной должности, я себе с большим трудом могу представить, как я могу полноценно выполнять какую-то научную работу. В науке должны работать люди, которые ей занимаются.
— Есть такой стереотип, что раньше учили лучше, предлагаем вспомнить поступление. Какой был конкурс и, по-вашему, насколько сложнее было поступать тогда чем сейчас?
— Поступать всегда сложно, но не страшно, хотя конкурсы были большие. В отличие от сегодняшнего времени, когда человек приходит в вуз, подает документы, у него есть соответствующие сертификаты по ЕГЭ. А тогда принцип поступления был совершенно другой. Как ты сдал экзамен, так тебя и пропустили. Потому, мне кажется, это было более объективно.
— В пору вашего студенчества быть активистом считалось почётно. В каких событиях вы всегда принимали участие?
— Почему для меня политика новым делом не является. Когда я учился в институте, был секретарем комсомольской организации, работал на освобожденной основе. Поэтому хорошо знаю, что это такое. Тогда существовало соревнование между факультетами, оно называлось «Социалистическое соревнование». В мою бытность наш факультет первое место держал железно. Тогда машиностроительный факультет испытывал определенные сложности, но раз взялся за работу, значит надо было выводить в лидеры.
— А по каким параметрам определялось первое место?
— Параметров было очень много, не только оценки, но и участие в общественной жизни, чтобы студенты не попадали в разные криминальные истории, чтобы не было приводов в милицию, учитывалось участие в системе строительных отрядов, участие в научно-исследовательской деятельности и так далее. И в конечном итоге выводилась комплексная оценка .
— Неужели вы всё время посвятили учебе и пропустили беззаботную студенческую пору?
— Вы же понимаете, все мы люди молодые, жизнь у всех поколений может быть чем-то и отличается, но молодость есть молодость. Занимались спортом, участвовали в каких-то других мероприятиях, студенческих строительных отрядах. Я, например, в стройотряде трижды был. Два из этих строительных отрядов были интернациональными.
Очень много было у нас интересных событий в «Ровеснике». «Ровесник» сейчас выглядит прилично. Раньше там просто щитовые домики стояли.
Мы перед тем как в стройотряд поехать, получали еще и рабочие специальности. Я перед тем стройотрядом, когда мы на БАМ поехали, получил две рабочие специальности. В ПТУ при судостроительном заводе выучился на сварщика и плотника-бетонщика.
— Вы сказали, что жили как обычные студенты: любили, встречались, занимались своими делами. Но, нам кажется, это во всех поколениях есть. А Вы лазали в окна к девушкам в общежитиях или цветы забрасывали? — Конечно, все это было. Все же люди молодые и поступки сумасшедшие совершают. С дисциплинированными людьми и тогда была проблема. Я себя к числу таких людей, строго дисциплинированных, наверное, никогда не относил. Жили полнокровной жизнью. Не ботаники, одним словом.
— Какие истории вы чаще вспоминаете, когда встречаетесь с одногруппниками?
— Да, есть такие истории. У одного из моих друзей был ГАЗ-69. Однажды, я попросил прокатиться на этой машине, товарищ разрешил.Я, не спросив у него, включил первую передачу, а оказалось, что на этом автомобиле всего три передние передачи. Включил первую передачу, оказалось, это был задний ход. Газанул. Машине-то ничего не было, а дерево, которое стояло сзади, снес напрочь.
— Все студенты списывают, даже отличники хоть раз, но делают это, какие шпаргалки были самыми популярными в вашем студенчестве?
— Честно признаюсь, я никогда не списывал. На память до сих пор не жалуюсь. Вот для чего вообще шпаргалки делают? Вы же знаете, что, прочитав что-нибудь,в памяти остается процентов 25 от силы. А когда человек что-то записывает:моторика работает, запоминается больше.Какие-то напоминания для себя, заметочки я постоянно делаю, потому что разобраться в некоторых вещах бывает сложно.
— Какие преподаватели были самыми строгими в вашем студенчестве? Или какие предметы самыми сложными?
— Я думаю, что, наверное, предмет на котором было 100 процентов посещаемости – это сопромат. Его у нас вел, ныне покойный, Владимир Николаевич Бильтриков, тогда он был проректором по учебной работе. Но я сдал ему экзамен с первого раза. Перекличку делал достаточно интересно, старост группы поднимал и спрашивал, кого нет на паре и по какой причине. Староста вставал, руки по швам и докладывал.
А по общественным наукам мы на первом курсе сдавали историю КПСС. Это был серый тяжелый учебник, и мы обязательно должны были конспектировать произведения Ленина. Историю у нас преподавал Виктор Мункуев, у него в столе лежал дырокол. Когда приходили сдавать конспекты,он наши тетради прокалывал дыроколом, чтобы конспекты друг другу не передавали.
Еще был у нас предмет один – научный коммунизм, только после его сдачи допускали до сдачи диплома. Преподаватель по научному коммунизму,помню, говорил всегда: «Карл Маркс и Фридрих Энгельс – это не муж с женой, а четыре совершенно разных человека».
— Считаете ли вы себя человеком ВСГУТУ?
— Конечно, это же альма-матер. Это на всю жизнь.
— Что делать, когда не знаешь, что делать?
— Ложиться спать.
— Какой совет вы дадите современным студентам?
— Советы вообще давать — дело не благодарное. Хочешь чего-нибудь добиться – добивайся. У каждого все равно жизнь по-своему сложится. Хоть кому говори, хоть какие советы давай, пока на своей шкуре человек не испытает трудностей, путь свой не пройдет, будет ошибаться.
И напоследок короткий брейк в девять ассоциаций. Мы называем слово, а вы свою ассоциацию.
Хобби-
– Увлечение
Экзамен-
–Труд.
Книга-
– Интерес.
Студент-
–Студентка.
Зачетка-
–Дело случая.
Друг-
– На все времена.
Любовь-
–Награда.
Работа-
– Напряжение.
Семья-
– Святое.
Софья Гуртовая, Вероника Рыльская.
Последние комментарии