Владимир Барташевич, один из самых талантливых актеров Русского драматического театра имени Н.А. Бестужева, встретился со студентами ВСГУТУ. Он играет в «Ричарде III», «Фронтовичке», «Преступлении и наказании», «Вишневом саде», «Онегине» и других спектаклях. Актер поделился с нами рассказами о творческой карьере, о личной жизни, гражданстве и о том, как он провел свой карантин.
Я не знал, где находится Улан-Удэ
— Вы родом из Узбекистана, как вы оказались в России?
– После распада Союза я оказался жителем другой страны и с самого детства планировал переехать в Россию, но думал, что это будет Питер, либо Москва. В 11 классе я был влюблен в одноклассницу и после окончания школы поехал за ней в Москву, хотел поступить в Московский университет русского языка и литературы на филолога. Я тогда подумал, что в любом случае мне нужно ехать в Россию за Танюхой. Я приехал, написал тест, у меня не было денег, я ночевал на улице на лавочках, а потом сдал документы в Министерство образования, думал, что без проблем поступлю. Но не хватило баллов. В посольстве Узбекистана мне предложили поступать в институт культуры. Мне дали направление, я увидел ВСГАКИ, но даже не знал, в каком городе находится вуз. Поискал в интернете и поехал. Так оказался здесь, в Улан-Удэ. Хотя меня чуть ли не каждый год отчисляли, говорили, что я не способный.
— Трудно ли было получить российское гражданство?
– Да гражданство я получал спустя 15 лет после приезда в Россию, потому что было много бюрократической волокиты. Потребовалось пройти не 9 кругов ада, а несколько тысяч. И заполнить гору бумаг. Но никакие тесты я не сдавал, так как получил высшее образование на территории Российской Федерации.
Все роли как дети
— Какого быть актером?
–Нас порой называют идиотами, потому что в нашей жизни есть только театр. Что бы ни произошло, болеешь ты, горе в семье, проблемы, ты обязан приехать в театр и отыграть свою роль. У нас была актриса, которой было 80 лет, она сломала руку в первом акте, но продолжила играть до конца. И только в антракте скорая приехала и забрала ее. На второй акт мы ее не выпустили, выкручивались без нее.
В театре вы играете сразу несколько ролей в разных спектаклях, как вы запоминаете текст?
– Это приходит с годами, опыт. Несложно выучить текст, особенно, если ты сразу же начал репетировать спектакль – во взаимодействии с партнером это дается гораздо легче. Но, видимо, легкое запоминание текста у меня в крови. Конечно, есть такие сложные по форме тексты, над которыми ты можешь днями сидеть и мучиться. Чтобы запомнить текст, нужно прежде понять его логику, понять главное, о чем он. Если ты не понял смысла, сути, то возникнут сложности с запоминанием, поэтому всегда с режиссером разбираем, о чем хочет сказать персонаж, какую мысль донести. Я не могу сидеть за столом и учить, внутри себя я все время его повторяю, даже если сижу в кафе с друзьями. Однажды ходил по квартире, учил текст и сам не заметил, как встал на подоконник и повторял его. Только потом понял, что что-то не так, когда прохожие стали обращать на меня внимание.
— Назовите три самых любимых роли?
– Все роли они, как дети. Как ты можешь их не любить? Они все по-разному прекрасны и дороги. Но, если выбирать, то это Расплюев в «Смерти Тарелкина», Ричард III и Матвей во «Фронтовичке». Конечно, есть и не любимые. Была у нас одна постановка «Царевна-лягушка», для которой был придуман огромный костюм Змея Горыныча, им управляли сразу несколько артистов, одни – головами, другие – телом. Вот быть частью Горыныча я очень не любил.
Терял сознание на спектаклях
— Бывали какие-то форс-мажоры, мистические случаи на спектаклях?
– Конечно, часто, театр – это живой процесс, тут все может пойти не по плану. Как-то раз на премьере спектакля «Тень Гамлета» мне стало плохо, от краски, которой были окрашены костюмы, я стою на сцене и понимаю, что мне не хватает воздуха, я теряю сознание, и меня перестают держать ноги от усталости. Тогда мой друг и актер Стас Немчинов понял, что что-то не так и незаметно для зрителей меня поддерживал. Из мистических – тоже был случай со Стасом, во время спектакля я стал говорить совершенно другой текст, перепутал, и в своей голове буквально услышал голос Стаса: «Ты сказал не тот текст, как мы дальше будем выкручиваться?». И я мысленно ему отвечал: «Давай я скажу то и то, а ты дальше вот то». Было ощущение, что мы умеем с ним общаться силой мысли.
— В спектакле «Онегин» прозвучал вопрос: «А кто же такой Евгений Онегин»? Как вы считаете, кто он?
– Несчастный, потерянный человек, все проблемы которого, в том числе и с алкоголем, связаны с детской травмой. У него не было матери, у него были огромные сложности в общении с отцом, это его большой страх. Он не знает что такое любовь, на него свалилось огромное состояние после смерти отца. В нашем спектакле в конце он понимает, что зря прожил всю свою жизнь.
Мы с детства актеры
— Как вы реагируете на зрителей и реагируете ли вообще во время спектакля?
– В театре есть такая штука, которая называется «четвертая стена». И если режиссер говорит, что мы играем по принципу «четвёртой стены», то, значит, мы никак не реагируем на зрителей, не контактируем с ними, как будто их нет, как будто перед нами стена. Есть понятие «отсутствие четвёртой стены», и тогда весь спектакль строится на общении, когда мы с ними как-то взаимодействуем или обращаемся напрямую к ним, а не к партнеру.
— Сколько нужно времени, чтобы поставить спектакль?
– Это все очень по-разному происходит. В целом несколько месяцев, два-три, но если это творческая лаборатория, то можно сделать эскиз спектакля и за пару дней, а бывает, что постановка может готовиться и полгода.
— Каждый ли сможет стать актером или это уже должно быть заложено в человеке?
– Я думаю, каждый может. Я раньше этого не понимал, а сейчас смотрю на сына, вот настоящий актер растет, хочет, чтобы его пожалели, может притвориться, заплакать. Мы с самого детства актеры, это факт. Конечно, у кого-то это больше, у кого-то меньше в природе, в органике.
– Как вы провели время на карантине?
– Когда начался карантин, я сломал на тот момент ногу. У меня был перелом с осколочным смещением. И почти весь карантин я пролежал в больнице, потом мне сделали операцию, перевели домой, ходил на костылях. Но на месте мы не сидели, занимались различными онлайн-проектами для зрителей. Но эти вещи не заменят полноценного общения со зрителями.
— У вас есть сын, хотели бы вы, чтобы он пошёл по вашим стопам?
– Ему всего годик. Мы с женой думали и решили, что кем захочет, тем и станет. Это только ему решать. Мы навязывать своё мнение не будем. Моя жена тоже актриса Анастасия Турушева, мы познакомились в студенчестве, вместе уже 13 лет.
Маша Синицына.
Последние комментарии