Писать интересные статьи, организовывать, каждый день сталкиваться с чем-то новым… Всё это – лишь некоторые особенности данной непредсказуемой профессии. Что ещё она за собой скрывает? Сегодняшним гостем рубрики станет Василиса Шишкина, редактор газеты «Номер один», которая ответит на все наши вопросы.
– Здравствуйте! Профессия редактора, несомненно, сложна, и требует множества усилий. Расскажите, пожалуйста, что входит в Ваши основные обязанности?
– Моя задача – подготовить выпуск газеты. Для этого нужно, прежде всего, распланировать его по полосам: какой текст и на какой полосе он будет. Нужно проследить, чтобы у каждого журналиста были интересные темы для выпуска, обсудить их на совместной планерке. Менее интересные – отсечь. Актуальные – принять, в случае необходимости дать советы журналисту, как лучше подойти к этой теме, каких экспертов или интервьюеров поискать. Надо быть в курсе того, что происходит в стране и Улан-Удэ, как в политике, так и экономике, знать про все реформы, законодательные новшества.
Нужно найти темы для тех журналистов, кто сам ничего не нашёл. Определиться с гвоздём номера – то есть той темой, что тянет на обложку и будет главной, бросить все силы на её разработку. Внимательно отредактировать сданные статьи, проверить факты. Важно, чтобы была объективность. Отредактировать структуру текста нужно так, чтобы с первых строк читатель заинтересовался статьей и обязательно её дочитал.
– Действительно, редактируя, нужно обладать высокой грамотностью и большим объемом знаний, чтобы приводить материалы в порядок. Скажите, много ли ошибок допускают журналисты в своих работах?
– Смотря какие журналисты. Начинающие – много, опытные – меньше. У начинающих частая проблема – пишут скучно и монотонно. Нарушена структура текста. Начинать нужно с главного, чтобы заинтриговать читателя. Другая частая ошибка – однобокость. Когда автор встаёт на чью-то сторону, забывая взять комментарий у противоположной стороны. Статья должна быть изложена без излишних намёков, эмоций. Читатель должен сам понять в чем суть проблемы и сделать выводы из изложенных фактов.
Другая распространённая ошибка: как делают фотографии. Нужно делать их во время действия, чтобы фото было живым, динамичным и притягивающим взгляд. Эмоции должны быть видны. А фото часто приносят статичные, неживые.
– Будет ли считаться катастрофой, если журналист упустит очень важный кадр? Если вдруг на мероприятии случилось что-то, что изменило ход событий.
– Да, Вы правы. Надо не упустить ключевой момент мероприятия, где снимаешь. Поэтому снимков нужно делать побольше, чтоб потом выбрать хотя бы пару из 30. Первое, что привлекает читателя – это снимок, и только потом сама статья. Поэтому ошибка значительная. Эмоции важно поймать: когда человек возмущён и рассказывает что-то, размахивая руками, или плачет, утирая слезы, и так далее. «Мёртвые» снимки, где человек просто позирует, никому не интересны. Вообще, это целое искусство, и должен быть профессиональный фотограф. Но, на практике журналисты часто все делают сами.
– Выходит, умение чувствовать эмоции и ловить момент — является одним из самых главных качеств. А что ещё Вы больше всего цените в журналистах?
– Наглость и «борзость» в хорошем смысле. Самое главное, чтобы человек горел своим делом, чтобы ему самому было интересно то, что он делает. Хочется, чтобы журналист всегда был в состоянии «щенка». Вспомните, какие они: им до всего есть дела, они постоянно скачут, куда-то бегут, чем-то интересуются, суют свой носик, азартны и жизнелюбивы.
– Если говорить о профессии редактора, то, что больше всего нравится лично Вам? То, что может, как говорится, Вас зацепить?
– Нравится вся эта «движуха», драйв. Когда не знаешь, что тебя ждёт завтра. Это одновременно тебя и постоянно волнует, и в то же время держит в тонусе. Я одновременно ещё и журналист. Люблю, когда мои статьи приносят реальную пользу. Например, жулика с большими связями всё-таки садят, когда выводим на чистую воду чиновников, или помогаем кому-то в беде, или собираем деньги на лечение, вызываем резонанс. Привлекаем к неразрешимой проблеме и внимание федеральных СМИ. И потом ситуация меняется.
– Ещё я обожаю свою профессию за возможность встретиться с самыми разными и интересными людьми. Когда я встречаю интересного, в чем-угодно талантливого, душевного человека, я становлюсь чуточку счастливее, чем до встречи с ним. Это мой личный «кайф», наверное. Не перестаю удивляться тому, сколько хороших людей у нас, у которых внутри своя прекрасная вселенная.
– Например, запомнилось интервью с заводчанином, столяром, который выращивает розы! И он счастлив от этого хобби, хоть и стесняется. Когда он о них говорил и показывал, то буквально светился. А цветы реально красивые были. И такие контрасты бывают часто. Например, когда неизлечимо больной человек более силен духом и абсолютно счастлив, пока ты, здоровый человек, сидишь и ноешь.
– Вы говорили о том, что иногда своей работой можно добиваться справедливости. А какой случай в Вашей карьере был самым значимым?
– За 14 лет работы таких случаев много, всех не упомнишь. Например, инвалид с редкой генетической болезнью. Благодаря моим статьям, которые прочли федеральные журналисты, о ней узнала вся страна, и она смогла уехать заграницу на экспериментальное лечение. Сейчас она счастлива. Больше не сидит взаперти на третьем этаже квартиры в инвалидном кресле, а каждый день гуляет по Нью-Йорку. Безбарьерная среда, сиделка, сын там устроился на работу. В чужой стране к ней относятся по-человечески.
Или случай, когда пьяный полицейский сбил девушку насмерть. Несмотря на явную вину, его оправдали по всем статьям, как говорится. Но когда я написала об этом, поднялась шумиха, его осудили, и сейчас он сидит в колонии.
Много случаев с врачебными ошибками, когда медики халатно делают свою работу, а потом человек или ребёнок умирает. Помогаем, создаём резонанс, и следователи работают более тщательно. Примеров много, в том числе пишем критику, чтобы «пнуть» тех, кто плохо работает, обличить управляющую организацию, поймать на коррупции чиновника и так далее.
– Случалось ли такое, когда Вам казалось, что всё потеряно, и ситуация неразрешима? Сильно ли Вы переживали после этого?
– Да, возможности журналиста и редактора не безграничны. Бывает, что статьи прошли впустую. Например, из года в год пишу про ситуацию с омулем, но все остаётся так же. Пишу про то, что медики иногда хладнокровно убивают своих пациентов, но новые случаи снова и снова появляются. Писала и про клановость, где все посты распределяются сверху по родственным связям или по знакомству. Но это тоже было есть и будет в Бурятии.
Был и частный случай – девочка-русалка, больная ихтиозом. Когда тело покрыто чешуей, постоянно чешется, раздражается, болит. Она всегда ходит в закрытой одежде, не дружит с мальчиками, не жизнь, а мука. Я обещала ей помочь, написала статью, потом у меня взяли её контакты федеральные журналисты. Позвали на телевидение, обещали помочь с клиникой и врачами. Но всё это оказалось обманом: они заставили её раздеться, показать всё. Сделали на её истории рейтинг, но ничем не помогли. Мне было очень больно и стыдно перед ней.
– Подводя итог нашей беседы, что Вы могли бы посоветовать начинающему редактору?
– Чтобы он по возможности постоянно поддерживал огонёк задора в журналистах. Чтобы их глаза всегда горели, и они жаждали подвигов и спасений душ. Хотели удивлять людей своими статьями о замечательных людях. Обличали, разоблачали, вели расследования и никогда морально не уставали от этого процесса. Пока журналисты в редакции горят своим делом, редактор может быть спокоен, чудо-статьи непременно будут. А значит будет и эффект от них. И это здорово. Ведь задеть душу читателя – это наша работа.
Эля Калмынина.
Фотографии взяты из архива Василисы Шишкиной
Последние комментарии