Тема войны в кинематографе ещё не исчерпала себя полностью. По крайней мере, российские режиссёры то и дело пытаются сделать кассу и хорошее кино на теме Великой Отечественной. Получается это далеко не всегда, к сожалению. Голливуд на этой теме старается не быть конвейером и выкатывает военные фильмы редко, но они в большинстве своём удачные. Как пример – относительно недавний байопик о танкистах «Ярость», снискавший заслуженную положительную оценку у зрителей и критиков. Сегодня же у нас на прицеле фильм «По соображениям совести» от самого провокационного режиссёра на свете – Мела Гибсона. Какой получилась смесь стального характера и истории смотрите ниже.
Фильм был создан на основе реальной истории Десмонда Тома Досса, первого из трёх отказников по соображениям совести, получивших высшую военную награду — Медаль Почёта. Несмотря на принятую веру и своих воззрений о том, что «ненасилие – есть истинный путь» и «оружие – это плохо» он отправился на поля Второй мировой в качестве санитара. Несмотря на тяжёлые отношения с командирами и сослуживцами в бою за Окинаву Десмонд вынес из-под огня целый взвод американских солдат, что резко изменило отношение к нему.
Основанный на реальной истории фильм передал её очень достойно. Прочитав оригинальную биографию Десмонда, можно убедиться, что большинство событий было показано очень точно. Уважение к человеку, который спас сотни людей от гибели, видно невооружённым взглядом. Ни одного намёка на приукрашивание. А как могло получиться иначе, глядя на послужной список этого человека?
Мел Гибсон выбрал отличную историю и сделал её под своим чутким руководством так, как он это умеет. Режиссёр показывает зрителю одновременно мученика, который борется за свободу своего мнения, и героя, способного даже без оружия сделать великое. И это отличный пример для подражания.
За передачу образа «отказника совести» отвечал Эндрю Гарфилд, и он изумительно справился со своей задачей. Было удивительно наблюдать, как парень, который сыграл в недавнем прошлом «Человека-Паука», прямо на глазах проявляет мужество. Попадание было идеальным: красивый и улыбчивый Гарфилд за два часа превращается в отменного спасателя. Но нет, он не становится слишком серьёзным, даже на поле боя он чуток к каждому и это ему помогает зрителю оставаться на одной волне. Если честно, то его актёрская игра заслуживала «Оскара», но Кейси Аффлек обошёл его. Очень жаль.
Остальной актёрский состав ничуть не хуже. Слетевший с катушек отец Десмонда в исполнении Хьюго Уивинга также невероятно убедителен. Винс Вон косплеит сержанта Хартмана из «Цельнометаллической оболочки» — и это тоже попадание в точку. Ну а Сэм Уорингтон внушает своим спокойствием и невероятной чуткостью ближе к концу. Ко всем троим актёрам претензий никаких, ансамбль удался.
Первая половина картины, как я уже высказался выше, отлично раскрывает персонажей, и мы сможем им сопереживать вплоть до самого конца. И вот вторая часть картины сделана настолько потрясно, что подходящих хвалебных слов недостаточно. Военные сражения показаны настолько убедительно и красочно, что идут реальные мурашки по коже. Гибсон нам прямо говорит: «Война – это плохо», и доказывает это шикарным видеорядом. Тут вам и реки крови, и конечности, летящие в камеру в слоу-мо, взрывы мин, огромное количество пулемётов и автоматов, размазанные по песку кишки и распоротые кишками горла – жестокости тут хоть отбавляй. И это правильный подход. Если честно, я устал от того, что в военных фильмах такой теме либо не уделяют внимания, либо делают картинку слишком сглаженной. Тут же видна отличная, яркая иллюстрация того, что «Война – это плохо». А как это ещё показывать?
Сражения на фоне отличной жестокой картинки выглядят достойно и убедительно. Толпы японских солдат вперемешку с кусками американской армии, которые вступают в неравную схватку под градом взрывов и пулемётных очередей – на это действительно интересно смотреть. Сразу же на ум приходит «Спасение рядового Райана», очевидно, что Гибсон вдохновлялся этой картиной. Эффектные правильные ракурсы, красочно показанные взрывы с клубами песка, пыли и дыма – нескучное зрелище, среди которого юркий Десмонд спасает своих боевых товарищей.
Итог: «По соображениям совести» — отличное военное кино, которое несомненно войдёт в историю. Вот увидите, об этой картине будут вспоминать и ставить в один ряд с «Цельнометаллической оболочкой» и «Спасти рядового Райна». Это настоящая ода герою, которого несомненно нужно уважать. И только один грустный вопрос возникает после фильма: «Когда же и у нас начнут снимать подобные фильмы?»…
8 из 10.
Никита Петров.
Последние комментарии