Постановка «Онегин» в Государственном русском драматическом театре им. Н.А. Бестужева не оставила равнодушным на выходе из зала никого. Пока одни зрители демонстративно жалели о потраченных деньгах и, в лучшем случае, снисходительно описывали увиденное «странным арт-хаусом», другие с горящими глазами делились между собой найденными метафорами и восхищались игрой актёров. Я же отношу себя, скорее, ко второй категории и поделюсь собственным скромным мнением по поводу этого неоднозначного спектакля.
Начнём с важного элемента постановки – с юмора. «Это по-пушкински «хулиганский» спектакль, где гротеск сосуществует с драмой…», — гласит описание в брошюре. Безусловно, в рамках наполненного авторской иронией первоисточника юмор в интерпретации более чем допустим. Но органично ли он был вписан? Открывающей сценой стали похороны дяди Онегина, которые носили чисто комедийный характер (что не противоречит пушкинского оригиналу, где герой так же был мало взволнован судьбой дяди). Наблюдать «искреннее» переживание Онегина за почившего родственника поначалу было забавно, но дальше сцена откровенно затянулась. И это, на мой взгляд, главный «грешок» постановки — шутки местами длились слишком долго и повторялись, отчего под конец слегка раздражали (сюда же: «дубляж» песен, скайп с матерью Лариных, затянутое ток-шоу). С другой стороны, в ряде моментов зал действительно хохотал, а, значит, постановочная команда с юмором всё же справилась.
Спектакль наполнен визуальными метафорами и не гнушается поразить зрителя по-настоящему сюрреалистичными сценами (чего стоит одно только «землетрясение» в воображении героя). Плюшевый медвежонок, за которого во время страха хватались герои; хаотичная «комната» Онегина, забитая бутылками и коробками; мысли Татьяны, написанные на стенах; ток-шоу в подсознании главного героя; его безликое альтер-эго в очках – интерпретировать все эти символы можно часами, и у каждого будет своё видение. Споры также поднимались насчёт значения образа медведя, стеклянных витрин, фонового счёта и прочих деталей, часть которых так и осталась загадкой. Постановка буквально создана для любителей философских аллегорий!
Наконец, особенно впечатляет харизма актёров, игра которых, без гротеска, цепляет за душу. Безумие, страх, горе, отчаяние – все самые острые и сложные эмоции каждого героя переданы непревзойдённо. Ну а если судить совсем субъективно, драма далась актёрам на три головы выше комедии.
Личная интерпретация некоторых сцен/символов:
- Плюшевый мишка – переходный объект, который герои постоянно прижимали к себе во время стресса. Вероятно, символизирует комплексы и слабости героев, которые приводили к иррациональным поступкам.
- Альтер-эго Онегина (взрослое и детское) – ребёнок был пассивным и флегматичным, отражал какие-то оставшиеся глубоко внутри качества с детства. Взрослое альтер-эго же противоположно: оно постоянно подстрекало на действия, вело себя агрессивно и уверенно. Можно сказать, что это символ хладнокровия и жестокости: оно было равнодушно на похоронах и убило Ленского. Судя по всему, взрослое альтер-эго взяло верх над Онегиным, сопровождая его почти каждую минуту.
- Ток-шоу, по сути, олицетворяло совесть героя. Все действующие в нём лица осуждали его и называли «убийцей» — скорее всего, в мыслях Онегин сам себя так называл.
- Скайп, через который вела монологи мать Лариных, как бы намекал, что женщина отстранена от своей семьи и закрыта в собственных фобиях, не обращая внимания на чувства дочерей.
- Стеклянные капсулы – ни один герой не смотрел на жизнь объективно, как бы проживая жизнь в своих хрупких стеклянных мирах, которые, в итоге, разбились о реальность (Ленский был убит, Ольга и Татьяна вышли замуж за нелюбимых людей, Онегин сошёл с ума от любви к Татьяне и чувства вины за убийство).
- «Комната» Онегина, забитая хламом и бутылками, отражала хаос в его душе и мыслях.
Ключевые отличия от пушкинского оригинала:
- Показано детство Онегина. Герой, в отличие от книжного, сильно переживает о своих поступках. Евгений в постановке выглядит скорее жертвой (своих детских травм), нежели преступником.
- Отношения Ленского и Ольги претерпели изменения. Ольга озабочена судьбой Ленского куда сильнее, чем в оригинале, и опустошена известием о его смерти. На свадьбе она не выглядит счастливой. Ленский же в порыве ревности чуть не сходит с ума, пытаясь изнасиловать Ольгу, что слабо вяжется с его книжной версией.
- У Онегина постоянно прослеживаются мысли о суициде.
- Княжна Алина и Зарецкий исключены из повествования.
Итоги:
Понравилось:
+ Креативный подход к классике, дополняющий оригинал
+ Личность персонажей (удачно) изменена или стала более проработанной
+ Обилие реквизита, каждый предмет на сцене — метафора
+ Запоминающаяся игра актёров
Огорчило:
— Комические сцены слишком затянуты
— Юмор временами хромает
Вердикт: 8,5 из 10.
Юра Степанов.
Последние комментарии