Доцент кафедры «Философия, история и культурология» Лидия Викторовна Гомбоева рассказывает о философе XXI века, трудностях современного студента, научных трудах и йоге.
– Лидия Викторовна, расскажите, пожалуйста, как вы стали преподавателем? Очень интересно узнать, с чего начался ваш путь в философии?
– До того, как я стала преподавателем во ВСГУТУ, я окончила БГПИ им. Д. Банзарова по направлению «учитель математики и физики», и 7 лет небезуспешно проработала преподавателем информатики в межшкольном УПК г. Улан-Удэ. (Учебно-производственный комбинат – прим. авт.). Математика, физика, информатика, – это все очень интересно, но здесь не найти ответа на важные смысложизненные вопросы, которые рано или поздно встают перед каждым человеком. Путь в философию начался со встречи с буддизмом на учениях Достопочтимого геше Джампа Тинлея, с дружбы с Оюной Владимировной Доржигушаевой, порекомендовавшей меня в аспирантуру к нашему глубокоуважаемому профессору, д. филос. н. Мантатову Вячеславу Владимировичу. После аспирантуры и защиты кандидатской мне повезло остаться на кафедре преподавателем.
– Расскажите, пожалуйста, что является самым сложным в вашей работе?
– Философия – это любовь к мудрости, поэтому преподавание философии сродни вытаскиванию ума из болота сансары. Поэтому я бы сказала словами Корнея Чуковского: «Ох, нелегкая это работа – из болота тащить бегемота!». При этом, бегемот – это не только ум не всегда легкого на подъем студента, но и собственный, то и дело погружающийся в дуальность сансары. Сложно объяснить преимущества недуального видения, согласно которому я и мир суть одно, и поэтому человек должен стараться не вредить другому, быть осознанным, ответственным и добрым. Это нереально сложно. Миссия практически невыполнима, за исключением, может быть, тех случаев, когда у студента уже есть определенные правильные жизненные установки, стремление к истине, ориентация на «быть», а не просто «иметь» (Эрих Фромм).
– Лидия Викторовна, на ваш взгляд, кто такой философ в XXI веке?
– Считается, что в философии, в отличие от частных наук, нет значительного прогресса, и сегодня, как и прежде, актуальны вечные вопросы об устройстве мира, о возможностях человеческого познания, о смысле индивидуального и социального бытия и т. д. Поэтому сущность философа, я думаю, не изменилась. Это открытость Бытию, Истине, Любви, Состраданию, Созиданию Блага, всему, что человека делает Человеком. Но, в отличие от многих прошлых времён современный философ имеет гораздо больше возможностей. Также у него больше ответственности, поскольку мир XXI века – динамичный, быстроизменяющийся и в нём действует эффект бабочки. Преподаватель философии в наши дни, по-моему, должен скорее развивать осознанное мышление, чем просто давать информацию по философским учебникам. Стоит также привести высказывания выдающегося философа современности Ноэма Хомского: «Моральный долг интеллектуалов стоять на защите прав человека»; «Интеллектуалы обязаны отстаивать правду и изобличать ложь».
– Лидия Викторовна, с какими трудностями на ваш взгляд, сталкивается современный студент при изучении философии?
– Много информации, в том, числе и в интернете, но практически нет такого учебника, который осветил бы философию так, как это нужно для развития современного человека и общества. В философии, как и во многих других учебных дисциплинах, например, таких как правоведение, экономика, экология, есть масса противоречий. Поэтому студентам следует учиться различать что правильно или неправильно, что истина или ложь, что справедливо или несправедливо.
– Ещё хотела у вас спросить, говорят, Интернет перебивает интерес к серьезной литературе, к изучению философии. Как Вы оцениваете роль Интернет-среды в формировании мышления современного человека?
– Интернет – это чудо, благодаря которому доступны многие первоисточники и есть возможность познания современной научной картины мира, западной философии и психологии, глубин восточной мысли и практики. Вместе с тем, интернет распространяет и определенный негатив, способствует пассивности и закрепощённости масс. Так что все зависит от уровня осознанности человека, и в большей степени от того, насколько система образования успешно развивает этот уровень.
– Перейдём к следующему вопросу, как вы думаете, может, пора формировать мировоззрение у молодежи и по примеру Канта вводить философию в гимназиях? Или Вы считаете, что философия должна оставаться вузовским курсом?
– Я задавала этот вопрос студентам вашей кафедры годом ранее. Они сказали, что этот курс по силам и школьникам. Я бы сказала сильнее: философия должна быть пожизненным курсом, до самого просветления. Особенно, если человек находится у власти. У них больше полномочий и ответственности. Помните, Юля, мы изучали Конфуция и буддизм: «Изучение, размышление, практика» пожизненно, вплоть до Просветления.
– Лидия Викторовна, давайте поговорим о ваших научных трудах, это «Развивающая культура: этико-политико-правовые основы», «Социально-онтологические основания буддийской этики», «Введение в западную философию свободы», «Воспитание через самопознание: Логико-Философский подход», расскажите, пожалуйста, сколько вам потребовалось времени, чтобы написать их? Сложно ли это?
– «Развивающая культура: этико-политико-правовые основы», это статья, чтобы написать саму статью много времени не нужно, но накопление базы, изучение этих тем заняло около 20 лет. «Социально-онтологические основания буддийской этики» — это моя диссертация. Буддизм я начала изучать в 1994-1995 годах, диссертацию защитила в 2000 году, получается 6 лет. А сама диссертация (точнее, большая ее часть) писалась 3 месяца. Работа над «Введением в западную философию свободы» заняла 2 года, так как она очень объёмная. Хочется прорекламировать новое учебное пособие «Воспитание через самопознание: логико-философский подход» (год работы), вышедшее в ноябре соавторстве с Валентиной Цыреновой. Здесь применен один из самых интересных в логике типов заданий «круги Эйлера» к осознанию мировоззренческих конструктов: то есть предлагаются не готовые идеи, а возможности учащимся самим формулировать глубокие мысли. Например, «человек», «студент», «тот, кто должен быть исследователем». Здесь сначала студенты часто думают, что некоторые студенты должны быть исследователями, но после некоторых размышлений приходят к открытию, что не только все студенты, но и все люди должны быть исследователями. Когда на семинарах мы занимались по этим заданиям, ребятам, как мне показалось, было интересно
– Расскажите, пожалуйста, с кем из философов вы хотели бы встретиться? Почему?
–Хотелось бы выразить свое особое почтение Аристотелю, Цицерону и многим другим гениям философии, их актуальным и в наши дни учениям о добродетелях, о политике и естественном праве. Я бы поклонилась еще Будде и буддийским наставникам, обосновавшим идеал бодхичитты и использовавшим логику для выработки убеждения в духовной природе сознания.
–Вы нам рассказывали, что занимаетесь йогой. Что вы думаете по поводу моды на йогу и медитацию сегодня? Насколько это оправданно с точки зрения реального воздействия на организм? Как медитация физически помогает улучшать осознанность? В чем заключается механизм?
– Некоторые считают, что йога – это эскапизм, бегство от реальности. Я думаю, что наоборот, йога развивает человека, делает его более гибким, сильным и здоровым, пригодным для встречи с любой реальностью. Йога – это не просто асаны (физические позы), это единение индивидуальной души с духовной основой мира, это способность чувствовать чужую боль и радость и приносить другим благо. Великий йог Патанджали сформулировал восемь ступеней йоги. Можно сказать, это научная система самосовершенствования, где асаны – лишь одна из ступеней. Я, к сожалению, не так уж много занимаюсь асанами, но практически каждый день я делаю каушики – йогический танец. Йога для меня также самодисциплина. Принимаешь на себя обязательства медитировать каждый день. Медитация – это своего рода перезагрузка мозга, это развитие концентрации внимания. Если мы не занимаемся медитацией, то мозг нередко попадает под власть хаотичных мыслей и эмоций, производных от внешней среды, что нередко стрессует. И поэтому медитация – это и антистресс, и наполнение себя высокими вибрациями любви. И это хорошо влияет не только на здоровье, но и на осознанность. Осознанности нам всем не хватает. Механизм влияния медитации, да и йоги, в целом, на осознанность, видимо, состоит в развитии недуального сознания (я и мир одно), в повышении чувствительности к тонким вибрациям внутренне-внешнего мира, к осознанию таким образом правильности или неправильности своих действий. То есть обычно мы распознаем стереотипные мысли, желания, эмоции и нередко идем у них на поводу. А в результате медитации человеку становится ближе видение других (другого) и себя как единого целого, поэтому он по отношению к ним естественно проявляет доброе отношение, а если другой человек проявляет негатив к нам, то, как советовал Его Святейшество Далай-Лама, один раз простить, второй раз простить, а на третий раз надо и «меры принять», опять же из сострадания, чтобы другой не слишком увеличивал свою негативную карму.
– И последний вопрос, как преподаватель с большим преподавательским опытом, что бы вы пожелали современным студентам?
– Развивайте «++» отношение к себе и миру, не будьте равнодушными хотя бы к себе. Представьте образ лучшего себя, которым вы можете быть, и постепенно к нему приближайтесь. Ставьте перед собой высокие цели! Помните теорию поля Курта Левина, что если у человека нет своей цели, то он попадает под власть влияния окружающей среды, а эта среда в наши дни не всегда ориентирована на наше благо. Развивайте свой интеллект, сферу чувств, старайтесь быть активнее. Наш университет предлагает массу вариантов для личностного роста от научных кружков до художественной самодеятельности. И будет вам счастье в преодолении своих ограничений и в росте своих сил. Как говорил один наш студент Исломиддин, «Я человек, и поэтому я счастлив», или «Мы люди, и поэтому я счастлив».
Юля Балсукова.
Последние комментарии