В прошедшем году такое слово как «коллектор» стало нарицательным, ибо новостей о грубых методах работы представителей этой профессии было хоть отбавляй. Угрозы, поджоги, избиения и даже убийства людей из-за неоплаченного долга не могли остаться в стороне. И вот в октябре 2016 выходит картина «Коллектор» от режиссёра, снимавшего до этого лишь сериалы. В главной роли известный актёр – Константин Хабенский. Но главное – это подача картины как моноспектакль. Получилось ли снять хорошее камерное кино и получилось ли снять просто хорошее кино? Ответ ниже.
Сюжет картины прост: в сети появляется скандальное видео с участием Артура – коллектора безымянной фирмы. Мгновенно от него отворачиваются друзья и коллеги, а обычные люди так и вовсе желают ему смерти. И у Артура есть всего одна ночь, чтобы найти того, кто загнал его в угол.
Режиссёр поставил для себя задачу показать одну из острых бытовых проблем российского общества. Но показать её он решил через мысли и действия того, к кому общество настроено враждебно. И вроде бы всё понятно: коллектор – значит, плохой человек. Ему мстят – так ему и надо. И это огромное заблуждение. Картина нам даёт подумать: а стоит ли относиться к человеку плохо только из-за его недобросовестной профессии? Как бы вы повели себя в такой же ситуации, что и Артур?
И тут в дело вступает необычный жанр картины – моноспектакль. Хабенский произносит диалоги и монологи, на экране виден только он, а все остальные – по ту сторону телефонной трубки. Никакого отвлечения на другие локации, на других актёров, только речь и эмоциональные переживания персонажа. Подобное уже встречалось в картинах «Телефонная будка», «Погребённый заживо» и «Лок», а в России таких картин не снимали. Теперь же можно с уверенностью сказать – такой формат пошёл только на пользу. Грамотные диалоги, простые мысли, изменения в жизни главного героя через речь поставлены хорошо. Не чувствуется провисаний, саспенс нагнетается, а значит всё работает идеально. Некоторые могут покритиковать ленту за «сопливость» в виде речей о умирающей собаке, но это не так. Данный момент только дополняет персонажа и даёт зрителю ещё раз подумать, где ставить запятую во фразе «казнить нельзя помиловать». Вплоть до конца, который был одновременно ожидаемым и неожиданным, картина будет держать зрителя в напряжении. За это стоит сказать спасибо Хабенскому – свою роль он отыграл хорошо и показал своего персонажа ровно так, как это было задумано. Харизма, чётко поставленная речь и её обороты, а также тональность голоса могут заставить слушать и смотреть, открыв рот.
Явный перегиб был с музыкальным сопровождением. Музыкальные отрывки были точь-в-точь, как в фильме «Бёрдмэн». Вроде бы всё гениальное – просто, но этот приём смотрелся ужасно. Лучше уж совсем без музыки, чем с таким явным некачественным копированием. Операторская работа на уровне, от монтажа не идут кровавые слёзы, отчего думаешь: «Неужели это российское кино?».
Итог: «Коллектор» — хорошее камерное разговорное кино. В кои-то веки в России смогли снять достойную психологическую драму, переняв экзотический жанр у Запада и положив его на реалии нашей страны. Если вы не против сидеть полтора часа и слушать диалоги и монологи, и вас не смущает один-единственный актёр – то этот фильм однозначно стоит посмотреть. И даже купить, поддержав наш кинематограф.
Оценка: 8 из 10.
Никита Петров.
Последние комментарии