Наталья Владимировна Леденёва – преподаватель английского языка – о своей карьере, новых методиках изучения английского языка, уровне знаний студентов первого курса.
– Здравствуйте, очень хотелось бы узнать, что привело вас к преподаванию английского языка во ВСГУТУ?
– После окончания Иркутского института иностранных языков, я получила квалификацию «учитель английского и немецкого языков». По распределению нас отправляли в сельскую местность, и я отработала в школе в Мухоршибирском районе пять лет, а потом мы с семьёй перебрались в город, и я узнала, что в технологическом университете на кафедре иностранных языков есть вакансия, меня приняли на работу. Так я пришла работать в университет.
– В чем преимущество английского перед другими языками, чем он вас именно привлёк для изучения?
– У меня не было особого выбора, я училась в школе № 3, и у нас английский язык был со второго класса, тогда это был единственный язык, который мы изучали. И собственно говоря, он мне очень легко давался, я полюбила его и решила связать с преподаванием английского языка свою жизнь.
– Вы слышали про различные онлайн-школы (Skyeng, Englex)? Как думаете, насколько они результативны? Насколько методика, которую они предлагают, эффективна?
– Да, я знаю, что сейчас очень большой выбор самых различных школ, но честно говоря, я не интересовалась и не знаю их методику. Но я уверена в том, что если у человека, который хочет изучать английский язык, очень сильная мотивация, то есть ему это очень надо, он в любом способе изучения английского языка что-то для себя возьмёт.
– Какие, по вашему мнению, самые эффективные методики изучения английского языка? (Например, геймерская методика, смотреть фильмы на английском языке, развешивать слова по дому)
– Это опять-таки зависит от целей, зачем человек изучает английский язык. Геймерская методика, мне кажется, обогащает человека, очень большим количеством слов и фраз. Я не знаю, понадобятся они ему в жизни или нет, но словарный запас они обогатят. Вот то же самое что развешивать слова, это ведь могут быть не только слова, это могут быть пословицы, могут быть фразеологизмы. А вообще мне кажется лучшая методика – это методика общения. Когда человек занимается в группе и изучает английский язык, общаясь с другими, вот тогда в принципе и практикуются все эти фразы нашего повседневного общения. Именно на уровне говорения. Ведь для чего мы изучаем английский язык?
– Чтобы разговаривать?
– Чтобы общаться. Мы не можем общаться словами, мы общаемся предложениями. Вот поэтому ничего лучше живого общения не придумать.
– Как бы вы оценили навыки английского языка студентов первого курса по шкале от 1 до 10, объясните, почему такая оценка?
На троечку. Или на пятёрку, если по десятибалльной шкале. Хотя год на год не приходится. Если будем сравнивать прошлый год и этот, то в прошлом году студенты были гораздо сильнее. Вот там, может быть, я бы восьмёрку поставила.
– Это наш год?
– Да, ваш был хороший год. И причём он был не только по какому-то одному направлению. У нас есть экономисты, у нас есть гуманитарии и у нас есть компьютерные группы. Полностью набор был не плохой, и в плане владения английским языком. Знаешь, мне кажется, в чем дело? В прошлом году студенты не уезжали, границы были закрыты, и между городами общение было не очень… Студенты оставались дома и поэтому нам, наверное, повезло в этом плане, что к нам попали неплохие студенты. В этом году студенты, наверное, всё-таки разъехались.
– С какими трудностями вы столкнулись, что самое сложно в вашей работе?
– Лично для меня самой большой сложностью бывает, когда я хочу научить студентов, а они сопротивляются. Они очень сильно не хотят этому учиться. И это, наверное, самый большой конфликт с которым сталкивается преподаватель. В целом, я считаю, у нас существует очень хорошая база и на кафедре, и в целом в университете: у нас есть и современные учебники, и оригинальные, и корпус замечательный, аудитории хорошие и оснащенные необходимой аппаратурой, и преподавательский состав отличный. Ну, вот как-то не всегда получается. Один раз мне понравилось высказывание преподавателя вашей кафедры. Однажды я пожаловалась ей на студентов, с которыми работала, говорю: «Ну никак у меня с ними не получается, на занятиях работаем – все замечательно. Уходят, приходят на занятия – ну всё как будто бы с чистого листа, абсолютно дома не готовятся». Вот какая-то нехорошая была группа в плане подготовки к занятиям. А она говорит: «А может вы не будете пытаться делать из них белых лебедей». И я вот тогда подумала, может быть действительно, если студенты так сильно сопротивляются и не хотят, то и не надо… Но опять же, я не могу не пытаться их научить, я всё равно должна. Просто давать такого рода студентам самый минимум, но это же скучно! Такие порой бывают ситуации.
– Что новое или чему вы научились за время преподавания?
– Во-первых, у нас, очень часто проходили разного рода семинары с носителями языка, особенно в начале нулевых, да и в конце 90-х, у нас обязательно в Улан-Удэ были представители американских посольств, либо просто люди приезжающие с миссионерской деятельностью к нам в республику. Миссионеры приезжали семьями, а не по одному человеку. В общем, они проводили занятия с нами, и мы с удовольствием с ними общались. У них был хороший раздаточный материал. Поэтому в профессиональном плане изучения языка, мы все очень многое взяли от такого рода занятий. А работа со студентами, она сама по себе интересна тем, что студенты — это люди почти взрослые. У них своя точка зрения на многие вопросы, и когда с ними обсуждаешь разные проблемы, даже по учебнику, очень интересно узнать их точку зрения, сравнить со своей. И иногда студенты бывают очень мудрые, и мы так же очень многое берём от студентов, ну как, надеюсь, студенты берут от нас.
– Какими качествами должен обладать преподаватель, какими студент?
– Профессионализм, потом индивидуальный подход к студенту всё равно должен быть и умение заинтересовать студентов. Студент же должен быть интересующимся, если ему интересно узнавать новое, то с такими студентами будет работать очень легко. А есть студенты, которые выучили, что им дали, и их больше ничего не интересует.
– Каким языком вы бы еще хотели овладеть, и почему?
– В силу обстоятельств с немецким языком я не работаю, поэтому свой немецкий я забываю, неплохо было бы его освежить. А вот выучить новый… Китайский сейчас на пике, было бы интересно. Хотя вообще мне всегда нравился итальянский язык.
– Пару слов или пожеланий, наставлений для студентов.
— У вас столько сейчас возможностей, в отличие от того времени, когда мы были студентами. Есть такая избитая фраза «перед вами открыты все дороги». Вот сейчас это реально. После окончания есть возможность поехать куда-то, узнать очень много нового, применить свои знания, умения, навыки в той области, которую вы осваиваете сейчас. И поэтому то время, которое вам отводится как студентам, не надо просто просиживать, тратить напрасно. Вы должны быть энергичными сейчас, потому что время требует. Вот для тебя время быстро летит?
– Очень быстро.
– Вот. Когда я была студенткой, мне кажется, у нас время тянулось. А сейчас я замечаю, что время летит очень быстро. Наша жизнь ускорилась, и мы должны успеть сделать очень многое за то время, которое летит мгновенно. Поэтому успевайте сделать как можно больше.
Илья Лазарев.
Последние комментарии