Выдуманный безумец, выдуманный Готэм, но совершенно не выдуманные проблемы общества.
Фильм «Джокер» представляет собой первый эксперимент DC в жанре серьёзного взрослого кино по мотивам своих комиксов. Сольник главного врага Бэтмена показывает не только становление суперзлодея из обычного комика Артура Флека, но и содержит жёсткие сцены насилия, за что картина получила возрастное ограничение 18+
С выходом «Темного рыцаря» Кристофера Нолана — где безумный клоун показан не просто как шаблонный злодей, а как более цельный и яркий персонаж, образ Джокера сформировался для зрителя. Казалось бы, лучше уже ничего не придумать. Но 3 октября в российский прокат вышел «Джокер» Тодда Филлипса, это первый кинокомикс, в котором за маской с жуткой улыбкой скрывается обычный человек.
О сюжете
Перед нами Готэм 80-х годов. Забастовки мусорщиков, безработица, много людей за чертой бедности. Пропасть между богачами и бедняками растёт с каждой минутой. То и дело различные демонстрации перерастают в драки с полицией, а самодовольство Томаса Уэйна многих раздражает. Именно в такой среде и существует Артур Флекс, человек с психическими расстройствами. У него больная мать, он одинок, работает клоуном. Его единственной радостью является просмотр любимого юмористического ток-шоу. Артур не понимает, когда нужно смеяться, не понимает юмор, ко всему этому из-за травмы головы он бесконтрольно смеётся, когда сам того не желает. Постепенно окружающий хаос начинает терзать нашего героя, обрушивая на него все возможные неприятности. Его никто не замечает, словно его вообще не существует. Начальство увольняет его с единственной работы, друг подставляет, городская власть сократила психологов из-за чего Артур остаётся без рецептов на необходимые лекарства. Постоянные унижения, избиения, наконец-то доводят его до точки кипения. После которой Артур навсегда становится другим.
Почему «плохому» парню посвятили целый фильм
Джокер культовый персонаж, являющийся самым популярный в поп-культуре среди любителей комиксов. К тому же в его истории много загадок и вариантов того как он стал таким, но нет единой версии. Так же Джокер один из первых злодеев вселенной DC. Отдельных фильмов про антигероя еще не было, возможно пришло время снимать такое кино. Казалось, что ни «Тёмный рыцарь», ни его история в жизни Артура Флека фигурировать не будут. Однако каким-то образом, Тодд Филлипс, избавив от супергероики свой новый фильм, сохранил одно из базовых противостояний Готэма. И раскрыл его максимально непривычным способом, создав новую историю Джокера.
Задумка режиссёра: из чего слепили Джокера
«Джокер» Тодда Филлипса — это фильм-сюрприз. Он снят совершенно в иной эстетике, нежели типичная кинопродукция DC. Это не старорежимный комикс с плоскими персонажами, а глубокая социально-психологическая драма, в которой Филлипс, опираясь на сюжет о Джокере из «Бэтмен: убийственная штука»и, убедительно демонстрирует трансформацию неудачливого клоуна и стендап-комика Артура Флека в антигероя. Огромный мрачный город то враждебный, то равнодушный, сам становится полноправным действующим лицом и способен зародить даже в хорошем, по сути, человеке ненависть и агрессию. Филлипс не раз говорил, что, развернув действие своего фильма в 1980-х, вдохновлялся картинами Мартина Скорсезе.
«Джокер» Тода Филипса опирается лишь на персонажей из комикса. История же не имеет отношения к самим комиксам. Наверное, это самый правдоподобный показ антигероя за всю его историю. Этот фильм являет собой тяжёлую социальную драму. Которая, прежде всего, стремится рассказать о безумии Артура-Джокера, как это случилось, что привело к этому и каким образом обыкновенный псих внезапно стал катализатором для общественного беспорядка. Это картина о больном человеке, в больном порочном обществе, который как и Готэм, вынужден бороться со своими демонами и жизненными обстоятельствами.
Монтаж, операторская работа, грим:
В общих чертах мы уже поняли, что это фильм о маленьком человеке, который хочет, что бы его заметили. Оператор фильма Лоуренс Шер рассказал, что выбирал специально для этого такие позиции камеры, чтобы зритель мог себя отождествить с персонажем. Лоуренс взял длиннофокусные объективы, так как они сближают передний и задний план по размеру. Как бы сжимая пространство. В «Джокере» это нужно чтобы показать насколько Артур маленький на фоне всего остального пространства. Мы видим его с ракурса горожанина, который живёт своей обычной жизнью. Так же такой приём используется для съемки крупных портретных планов. В фильме их очень много, как раз сделанных с помощью светосильной оптики. То есть у такой камеры открыта диафрагма, туда попадает очень много света, за счёт чего размывается фон. Порой лицо героя попадает в фокус, а рубашка уже полностью размыта. Для чего собственно это делается? Таким приёмом нас фокусируют на том, что Артур как бы большую часть времени находится внутри себя. Он отрезан, изолирован от внешнего мира и не только объективами. Например, решётками. Он приходит домой, приходит в психиатрическую больницу, сидит в полицейской машине и везде его показывают через решетку. В сцене с телефонной будкой мы от него отделены мутным стеклом или когда он едет в автобусе. Всё время что-то мешает в кадре. Постоянно Артура стесняют обстоятельства. Улицы стеснены мешками мусора, у психиатра стопки бумаг на столе и в целом душная атмосфера. Персонаж всё время находится в каких-то проходах, узких коридорах. Даже кадр с лестницей зажат зданиями. Это тоже некий прием в съемке. Есть ещё один, пожалуй, переломный. В фильме используется визуальная прогрессия. Сначала нам показывают Артура сфокусированным с размытым задним планом, но чем больше он поглощается сущностью Джокера, тем чаще нам показывают его с нижнего ракурса на широкоугольном объективе. Артур становится массивным и внушительным.
Всеми этими приёмами нас подключают к персонажу. Но когда он бежит, например, в метро и целится в брокера, съемка идёт со статичного плана как будто какой-то пассажир на пироне наблюдает эту сцену. Тут мы видим, насколько изменилась походка героя. С ракурса Артура эти действия выглядят импульсивными, будто в состоянии аффекта, но со стороны всё уверенно. И как раз после этого момента пространство впервые разжимается. Он бежит по улице, он испуган, но при этом камера берёт его снизу и мы видим, что это ощущение свободы для него.
Реалистичный гардероб и грим Хоакина Феникса создали на экране максимально человечный образ. Что опять же сближает нас с главным героем. Что касается грима и прически Феникса, тут специалисты также придерживались максимально реалистичного подхода. Взяли несколько образцов и выкрасили волосы в разные оттенки зеленого, чтобы Филлипс мог выбрать нужный цвет. А голубой, которым нарисованы слезы вокруг глаз (отсылает к изображениям Джокера в старых комиксах про Бэтмена). Красный цвет улыбки и бровей отдает в рыжевато-коричневый и напоминает по задумке запекшуюся кровь. При этом у Джокера Феникса, в отличие от его предшественников, кончик носа также окрашен в красный как отголосок его клоунской профессии.
О конфликте
Фильм идёт 2 часа. И за всё это время нет ни одной сцены без главного персонажа. Это значит, что абсолютно всё происходящее мы видим глазами Артура. Причём режиссёр буквально навязывает нам его точку зрения. Не давая возможности оценить ситуацию иначе. То есть далеко не факт, что Томас Уэйн такой плохой человек, каким нам его показывают, потому что нам показывают Томаса, каким его видит Джокер. Ближе к финалу фильма есть момент в котором персонаж Роберта Де Ниро, когда Джокер обвиняет его во всех грехах системы, отвечает ему: «Ты меня не знаешь». И это очень точная фраза, ведь оказывается, что мы зрители вообще никого в этом фильме не знаем. Мы видим только то, что обо всех них думает Артур Флек. И всё происходящее это не что иное, как субъективный взгляд одного конкретного человека.
Очень часто можно встретить критику, что фильм романтизирует бунт и насилие, но на самом деле в первую очередь он снят не об этом. Он исключительно о человеке и его эмоциональных состояний в условиях общественной системы. Тодд Филлипс смог зафиксировать состояние бунтующей толпы и её эйфории как нечто красивое. Это не значит, что будет хороший конец. Вот этой двойственностью морали и реальности фильм и прекрасен.
Почему Томас Уэйн при такой ужасной обстановке города пошел в кино? Всё просто, богачи не замечают революцию, они продолжают праздный образ жизни. В этом и была суть конфликта. Уэйн не видит, он не замечает этих бедных людей. И это тоже относится к современным проблемам общества. Почему-то Джокер становится символом революции, но Джокеру всё равно на эти идеи. В нём даже нет побуждающего действия. Он просто хотел, чтобы его заметили, перестали над ним смеяться. Но по итогу стал отправной точкой хаоса Готэма. Город сам создал себе злодея, а может проблема и во все в системе политики. Почему богачи не видят бедных, почему пока люди страдают, они ходят в кино. Людей убивают прямо на улицах, никто не пытается решить проблемы социума.
Многие возмущаются, что режиссёр должен был очертить линию своего мнения по поводу идеи фильма. Но он и так её обозначил, простую и прозрачную – всем всё равно. Какие-нибудь хулиганы или брокеры не хотят разбираться, почему Артур смеется. А народ бунтует не подозревая даже что за этим нет никакой идеологии. Их проблемы никогда не решали, и никто не будет решать. Да, это кино радикальное, спорное. В каком-то смысле правдивое. На Джокера можно смотреть по-разному. Этот фильм говорит на многих языках. Если вы пришли за экшеном, вы его там увидите. Если за душевными терзаниями, вы их там увидите. Сольник Джокера оказался калейдоскопом, как в политическом плане, так и в социальном.
Натали Грюнвальд.
Фото: скриншоты официального трейлера.
Последние комментарии