Джейсон Борн – сколько в этом имени приятных воспоминаний. В далёком 2002 году фильм «Идентификация Борна» произвёл эффект разорвавшейся бомбы и получил восторженные отзывы как от критиков, так и от обычных зрителей.
Борн стал ответом на скатывающегося в то время Бонда, и во всех смыслах переиграл своего знаменитого собрата как по экшену, так и по реалистичности. После «Идентификации» последовали ещё два сиквела, которые оказались ещё более успешными, чем оригинал. Четвёртая часть под названием «Эволюция Борна» была очень посредственной, не в последнюю очередь из-за отсутствия режиссёра Пола Гринграсса и исполнителя роли Борна – Мэтта Дэймона. И вот, спустя пару лет Пол и Мэтт решили вернуться во франшизу. Что из этого вышло? Ответ ниже.
Сюжет картины фокусируется на Борне, который после событий третьей части исчез из поля зрения спецслужб, зарабатывая на жизнь участием в незаконных боях без правил. В то же время бывший сотрудник ЦРУ Ники Парсонс взламывает сервера ЦРУ, чтобы разоблачить их незаконные программы. В процессе взлома Парсонс находит документы, которые касаются вербовки Джейсона Борна в проект «Трэдстоун» и роли его отца в программе. Парсонс решает найти Борна и передать ему информацию, но гибнет при встрече, ввязывая Борна в борьбу с разведкой США.
В трейлерах и пресс-релизах нам намекали, что борьба Борна с разведкой, с теми, на кого он работал раньше, будет масштабной и интересной. И всё бы было хорошо, не будь одного маленького «но»: это всё фикция. По большому счёту, Борн здесь не борется с системой. Даже притянутая за уши проблема конфиденциальности, о которой нам твердят почти весь фильм, не играет никакой роли. Проблему, которую в своё время поднял Сноуден, здесь практически никак не раскрывают, сливая ещё за полчаса до конца. Мотивация у Борна только одна: личная вендетта. Обида за убийство отца агентами спецслужб подталкивает Джейсона к тем действиям, что творятся на большом экране. И всё бы ничего, но и этот аспект картины идёт криво и косо. В итоге мы имеем притчу о свободе приватности и личную вендетту, которые сшиваются вместе белыми нитками. Но сшиваются из рук вон плохо из-за чего концовка выглядит неубедительной.
Если с сюжетом вышла околесица, то вот с экшеном не всё так плохо. Создатели старались перенести зрителей прямо в гущу событий, бросив с места в карьер на улицы Афин, где начинаются протесты. И это срабатывает: чувство, что ты находишься среди митингующих, присутствует. Никакого хромакея, за это спасибо. Далее фильм поражает своими увлекательными погонями и перестрелками. Дух старого доброго Борна витает в воздухе, любо-дорого смотреть как Джейсон навешивает люлей направо и налево. Хотя вместе с этим у этого всего есть два минуса. Первый: сами драки, погони и перестрелки приобретают Бондовский налёт. То есть вы практически не увидите на Борне внушительных ссадин, порезов и синяков. Джейсон приобрёл непробиваемость, вместе с этим разрушая всю реалистичность из прошлых частей, за которую и полюбили франшизу. Вторым минусом можно считать монтаж. Он быстрый, камера шатается из стороны в сторону, у картинки резкая перефокусировка и смена плана. Справедливости ради можно отметить то, что поначалу создаётся неподдельная радость от динамики, которая создаётся благодаря такому монтажу. К тому же и в предыдущих картинах такое было. Но сейчас от такого просто болят глаза, и ты устаёшь от всего этого.
По актёрским работам тоже вышла неловкая ситуация. Казалось, что возвращение Дэймона к своей роли благотворно скажется на фильме. В итоге зритель будет наблюдать на постаревшего героя нулевых, который угрюмо смотрит в камеру и мечтает о выходе на пенсию. Томми Ли Джонс идёт по той же дороге: директору ЦРУ в его исполнении пора на пенсию. Актёрский талант Алисии Викандер закопали в землю, она смотрится точно также, как остальные. А про Венсана Касселя даже и говорить не хочется.
Итог: «Джейсон Борн» стал заложником самого себя. Возвращение режиссёра и главного лица франшизы лишь наполовину оправдало возложенных ожиданий. Картина идёт неровно из-за криво составленного сюжета, противоречивого экшена и работы съёмочной группы, а также совсем деревянных актёров. Но несмотря на это, картину можно принять и простить. А услышать в конце знаменитую заглавную тему – словно обнять старого друга.
Оценка: 6,5 из 10.
Никита Петров.
Последние комментарии