В новом году рубрику «Персона» открывает заслуженный артист Бурятии, актер и режиссер Бурятского государственного академического театра драмы Баста Цыденов.
— Здравствуйте! Расскажите о спектаклях, которые на вас повлияли
— Очень много спектаклей, которые повлияли на мою жизнь, психику, на мой мир, на мои познания жизни и человека, самое главное — духа человека, души, психологии. Любая встреча всегда задает какие-то внутренние вопросы, открытия, так и спектакль, и пьеса. В начале берем пьесу, читаем, знакомимся — мы познаем, читаем, вникаем в роль, в тему, в идею спектакля, а потом берем конкретно какую-то роль, изучаем ее вместе с режисером, с коллегами. То, что написал автор — это одно, то что режисер предложил — это второе, то что сам актер играет — это третье, а то что доходит до зрителя — это четвертое. И каждая роль, каждый спектакль сильно действует на мою психику, на мою жизнь. Скорей всего, мы больше открываем для себя этот мир. А этот мир — это прежде всего человек, знакомство с ним, его внутренним миром, поступками, добрыми и злыми. Даже плохие спектакли имеют смысл, также как и встреча с плохим человеком.
— Как вы относитесь к новаторским постановкам?
— Новаторсто в театре зависит от личности, от художественного руководителя или режисера,от того, как он увидит по-новому любое произведение, которое ставили уже 100 лет, во всем мире, во всех театрах. Он увидел его по-своему, по-современному, он форму другую увидел. Например, вчера показывали Кижингинский народный театр, пьесу Хоца-Намсараева “Кнут тайши”. В Бурдраме ставили эту пьесу, и не раз, и вот кижингинцы поставили этот спектакль, увидев что-то новое: борьбу за власть, процесс интриг, подлостей, гадостей. Новаторство – очень большой и сложный вопрос…
— Какие у вас планы на дальнейшие постановки?
— Пока у меня нет планов, весной, наверное, будут, пока рано об этом говорить. Все равно есть планы, все равно есть схемы , задачи. Не только у меня, у режиссеров, с которыми мы будем рассматривать различные варианты, потом уже будем решать, с чего начать, и что в дальнейшем делать.
— Если бы вы не стали актером, то кем бы стали? О какой профессии думали в юности?
— Наверное, врачом. В одно время я ушел из театра,был трудные период, 1990 годы, когда в советском союзе все рухнуло , театры рухнули. На улице получали продукты по карточкам, это было тяжелое время. Я уехал в Москву, выживал, подметал дворы, работал грузчиком, потом мой друг мне предложил работать массажистом, я работал массажистом, и мне это нравилось. Также это были хорошие деньги, вместо того чтобы с утра до вечера подметать московские улицы, приходишь, делаешь массаж. Я выучился на массажиста, получил лицензию. Мой друг, врач восточной медицины, в Китае закончил университет по травам, и мы работали вместе, он лечил травами, а я делал массаж. Он знал, что меня этому учила бабушка, дедушка, да я и сам делал массажи, в школе, армии, институте. С другой стороны, мама хотела, чтобы я стал врачом. У меня был выбор или стать врачом, или работать в театре, я выбрал то, что мне по душе — пошел в театр. Я еще ни разу не жалел о том, что работаю в театре, были, конечно, разочарования, потому что устаешь, а так нет. Возможно, поэтому я в 1994 году уехал на 6 лет в Москву, а когда вернулся обратно, желание вернуться в театр стало еще больше.
— У вас есть своя школа актерского мастерства, расскажите, как в нее попасть? Кто в нее попадает?
— Я этим занимаюсь уже 10 лет. И вот 20 января открою набор, беру всех желающих, даже взрослых, детей с 9-10 лет, школьников, студентов. Мы учим детей, которые боятся сцены, чтобы они не боялись публичного одиночества. Есть и такие дети, которых приводят бабушки, дедушки, которые вообще слова сказать не могут, будут сидеть в углу, и если ему задать вопрос, он ответит сухо и кратко. В нашей школе мы стремимся научить детей обыденную информацию рассказать интересно, что-то приукрасить, добавить, чтобы было интересно слушать, я не говорю что нужно врать, нужно приукрашать, мы для этого и живем, чтобы украшать свою жизнь. Также нужно знать свою аудиторию, изучить ее перед выступлением, чтобы конкретно заинтересовать этих людей, пробить их недоверие и осторожность.
— Чтобы вы хотели пожелать нашим студентам?
— Живите интересно. В журналистике, да и вообще в жизни главное — общение. Когда-нибудь вы выйдите замуж или женитесь, будете сутками общаться со своим партнером «дураком», которого любите, 30-40 лет жизни вы будете общаться с ним. Почему люди разводятся? Да потому что им скучно становится, тоскливо, больно, а когда-то все начиналось с общения, интереса. Как быть? Быть постоянно в поиске, быть постоянно в действии, быть постоянно в интересе. Если вы сами постоянно интересуетесь этим миром, если постоянно ищите красоту, доброту этого мира, и если вы постоянно работаете над собой, то у вас, скорей всего, все будет хорошо. Надо всегда работать над собой, быть постоянно в «тренде». Молодежь, вы должны знать, в этой жизни есть и светлые, и темные моменты, и все это надо уметь принимать с достоинством, а для этого надо изучить эту жизнь, и прежде всего самого себя, свою семью. Надо узнать как прожили свою жизнь мама, папа, бабушка, дедушка, как они прожили свою жизнь? На кого я похож? На папу, как он себя ведет? Как он прожил свою жизнь, какой он был в молодости, все это надо знать, изучить, ведь это самый близкий человек, он может тебе рассказать все, всю свою боль и ошибки, и будет понятней.
Аня Арапова.
Фото автора и из архива БГАТД.
Последние комментарии